Образ Русской Православной Церкви в светских масс-медиа за последние 10 лет трансформировался, считает Роман Лункин
Свт. Николай Японский

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

Украинская Православная Церковь

По благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа,
председателя Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ

Титульная страница

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

· Правила приема
· Изучаемые предметы
· Преподаватели
· Учащиеся
· Газета «Кременчуг Православный»
· Газета «Глаголъ временъ»
· Выпускники

Свято-Николаевский собор

Библиотека

· Книги
· Литургика
· Службы
· Прп. Паисий Величковский
· Прп. Исаак Сирин

Ноты православных песнопений

· Литургия
· Вечерня
· Утреня
· Праздники
· Постная триодь
· Цветная триодь
· Ектении
· Разное
· NoteWorthy Composer

Ссылки

Новости

Архив

Обратная связь

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ

Новости

Образ Русской Православной Церкви в светских масс-медиа за последние 10 лет трансформировался, считает Роман Лункин

Образ Русской Православной Церкви в светских СМИ за последнее десятилетие претерпел некоторые изменения. Исследованию этих изменений посвятил свой доклад на семинаре в Московском Центре Карнеги директор Института религии и права, религиовед Роман Лункин. 3 июня он выступил с сообщением "Образ РПЦ в светских масс-медиа: между мифом о государственной Церкви и фольклорно-оккультным православием". Дискуссия состоялась в рамках программы "Религия, общество и безопасность".

Как следует из названия доклада, Р.Лункин определяет два полюса, между которыми выстраивается образ РПЦ как "виртуальная реальность". Сравнивая освещение церковной темы в светских СМИ в 90--е гг. с нынешним ее состоянием, он отметил, что "фольклорно-оккультная" составляющая этого образа не претерпела значительных изменений: спрос на "полуязыческие" рассказы о православии, темы "православной гастрономии", всякого рода "чудес" и т.д. по-прежнему высок. Эта информация наводняет массовые СМИ, и сами представители Церкви, с одной стороны, пытаются бороться с этим явлением, а с другой – "сами создают этот образ".

Что же касается другого полюса, который представляет Церковь как государственный институт, то в этой части изменения заметны: так, если в 90-е гг. "еще очень помнили, что РПЦ пострадала от советской власти, что православие выше государственной власти, что необходимо покаяние государства перед Церковью", то десятилетие спустя эти мотивы отошли в прошлое. Теперь взгляд "на грани цезарепапизма" определяет магистральную линию светских СМИ: РПЦ трактуется ими как "государствообразующий институт", "некий символ легитимности власти". По словам исследователя, с приходом Патриарха Кирилла телеканалом "Россия", Первым телеканалом и другими прогосударственными СМИ активно продвигается идея, "что российская государственность возможна лишь с опорой на православие".

Докладчик выделил также ряд составляющих данного медиа-образа РПЦ: это "милитаристский" оттенок, связанный с демонстрацией участия Церкви в разного рода военно-патриотических мероприятиях; собственно "патриотический", убеждающий с помощью "грубых пропагандистских приемов", что "русские не выживут без православия". Религиовед отметил, что "Церковь является заложницей этого государственнического образа: несмотря на заявления священноначалия о независимости Церкви, православие перестает восприниматься отдельно от государства".

Он также обратил внимание на еще один аспект образа РПЦ, каким его подают СМИ: это "уникальность православия, в противопоставлении "врагам России" – Западу, сектам, демократии". Здесь транслируется идея, что "любое неправославие - синоним асоциальности, деструктивности", что "России нужна самобытная православная соборность, а не демократические ценности".

В восприятии РПЦ в светских СМИ были отмечены и новые тенденции: например, ранее редко можно было встретить "иронию, подтрунивание над образом государственного православия". Так, по словам докладчика, большинство изданий как анекдот восприняло заявление "Единой России" о том, что "православие должно быть основой модернизации".

Несомненно, новым феноменом Лункин считает "информационный поток" выступлений Патриарха Кирилла в массовых СМИ, что создает "новую реальность общенациональной проповеди". Причем проповедь эта носит характер "социальной терапии", она "легко воспринимается обществом и оказывается востребованной", полагает исследователь.

Несмотря на это, с православием в массовом сознании по-прежнему связывается "архаичность, консерватизм, граничащий с сектантской замкнутостью", продолжил докладчик. Именно поэтому светские СМИ столь охотно освещали скандал с епископом Диомидом, с "пензенскими сидельцами", с детским приютом Боголюбского монастыря и т.д. Однако сама критика РПЦ имеет "мифологическую основу", она в большинстве случаев борется "с мифом о Церкви, созданным самими же СМИ", считает Р.Лункин. В качестве примера такого "мифа" он назвал серию публикаций С.Бычкова в "Московском комсомольце", представляющих РПЦ исключительно как чиновничью корпорацию.

На вопрос о том, чего же, по его мнению, явно не хватает в освещении церковной тематики светскими СМИ, Лункин ответил: практически отсутствует представление о православии как о регулярной богослужебной и приходской жизни; о вероучительной и нравственной стороне православия, о разнообразии социальной деятельности Церкви. В числе редких исключений он назвал телепрограммы о.Алексия Уминского "Православная энциклопедия" и митрополита Илариона "Церковь и время".

Докладчика не раз спрашивали: "qui prodest?" - кто является "заказчиком" такого медиа-образа РПЦ? Р.Лункин убежден, что в данном случае не имеет смысла искать "кому выгодно"; сложившийся образ – это ответ на ожидания общества и государства, которое стремится "использовать православие в качестве идеологической основы".

[Вверх]

Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп
Оформление: Виктор Лысенко
© Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ г. Комсомольск 2000–2024 гг.