Международная конференция "Икона в русской словесности и культуре" состоялась в Москве
Свт. Николай Японский

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

Украинская Православная Церковь

По благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа,
председателя Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ

Титульная страница

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

· Правила приема
· Изучаемые предметы
· Преподаватели
· Учащиеся
· Газета «Кременчуг Православный»
· Газета «Глаголъ временъ»
· Выпускники

Свято-Николаевский собор

Библиотека

· Книги
· Литургика
· Службы
· Прп. Паисий Величковский
· Прп. Исаак Сирин

Ноты православных песнопений

· Литургия
· Вечерня
· Утреня
· Праздники
· Постная триодь
· Цветная триодь
· Ектении
· Разное
· NoteWorthy Composer

Ссылки

Новости

Архив

Обратная связь

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ

Новости

Международная конференция "Икона в русской словесности и культуре" состоялась в Москве

VI Международная конференция "Икона в русской словесности и культуре" прошла 29-30 января в Москве, в Доме русского зарубежья им.Солженицына. Инициатором и главным организаторов конференции является доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии Сегедского университета (Венгрия), создатель православной концепции иконичности и автор многих книг Валерий Лепахин.

Конференцию открыл секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, епископ (с 1 февраля 2010 г. - архиепископ) Егорьевский Марк. По его наблюдениям, образ как таковой все активнее вторгается в нашу жизнь, визуальное восприятие играет все большую роль в жизни современного человека. Массовая культура навязывает образ "человека, подверженного страстям, который все больше теряет человеческое достоинство". Разворачивается своего рода "война образов", в которой "нам невозможно победить без святого образа, без иконы". По замечанию владыки, наше время отмечено особым вниманием к иконе, причем не только в православной среде: многие католические общины из разных стран мира с 1990-х гг.приглашали иконописцев из России и брали у них уроки. А то, что теперь иконы можно увидеть в некоторых протестантских общинах, епископ называет "чудесами". Церковная музыка и иконопись - это "те каналы, через которые православная духовность становится доступной современному человеку", а иконописные образы являются "главным оружием в борьбе за образ Божий в человеке", завершил свое вступление представитель Московского патриархата.

В конференции изъявили желание принять участие 32 докладчика из разных городов России и СНГ, а также из Венгрии и Болгарии. В докладах рассматривался самый широкий круг тем: это и история иконописания, семантика и генезис некоторых иконографических схем, и проблемы современной иконописи, и иконичные мотивы в творчестве И.Шмелева, М.Загоскина, М.Цветаевой, И.Бродского, А.Платонова и других писателей и философов.

Первый доклад - "Софийная образность в русской словесности" был прочитан доктором филологических наук, профессором Александром Моториным (Новгород). На множестве примеров автор показал, как "мистическое понимание софийности" к началу XVIII в. уступило место ее "магической интерпретации", что было связано с общим ослаблением православной веры в России.

Протоиерей Михаил Насонов (Кострома) в докладе "Пластика духовная". Богословие иконы А.С.Хомякова" проанализировал осмысление иконы в творчестве философа-славянофила. По словам докладчика, Хомяков считал авторство подлинных икон "соборным", называя Церковь "автором своих икон" и подчеркивая: для того, чтобы понимать икону, надо "жить в Церкви".

Протоиерей Николай Ким (Будапешт) представил замечательное исследование поэзии Бродского с точки зрения его "бесспорно" христианского мировоззрения. В частности, автор доклада показал пример "прочтения" стихотворения "Сретение" как "иконы в звуке". Как считает о.Николай, в этом произведении можно обнаружить множество признаков иконы: это и "вневременность, и неотмирность изображения, и обратная перспектива, которая просвечивает в неэвклидовой геометрии стиха". "Богословский смысл любой иконы - тайна Спасения - является смыслом и этого стихотворения", -- заключил священник.

Валерий Лепахин в своем докладе дал аргументированный и однозначный ответ на вопрос, который волнует не только искусствоведов: "Иконопись XVII в.: развитие или кризис?" Подробно описав такие характерные черты поздней иконописи, как ее "раздогматизация", отступление от канонов, акцентирование личного видения художника, нарушение взаимоотношений изображения и слова, "живоподобие" и психологизация, а также разрушение традиционной техники иконописания, явление массового производства икон и своеобразное новое иконоборчество (когда оклады и иконостасы "борются" против икон), профессор Лепахин делает вывод: в XVII в. приходится однозначно говорить о кризисе иконописания в России. "Иконопись предполагает не развитие, а совершенствование; развитие, путем введения в иконопись чуждых ей элементов, неизбежно ведет к кризису", -- подчеркнул ученый.

Далее в течение двух дней специалисты обсуждали следующие темы: богословие иконы, эстетика иконы, иконология, иконография, иконичность, икона и слово, икона в литературе, иеротопия, иконотопос и эонотопос. Данная конференция продолжает ряд ежегодных форумов по данной проблематике, которые привлекают внимание широкого круга ученых.

[Вверх]

Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп
Оформление: Виктор Лысенко
© Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ г. Комсомольск 2000–2024 гг.