Варфоломей I изложил свое видение вопроса о переходе Киевской митрополии из юрисдикции Константинопольской Церкви в состав Московского Патриархата в 1687 г.
Свт. Николай Японский

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

Украинская Православная Церковь

По благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа,
председателя Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ

Титульная страница

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

· Правила приема
· Изучаемые предметы
· Преподаватели
· Учащиеся
· Газета «Кременчуг Православный»
· Газета «Глаголъ временъ»
· Выпускники

Свято-Николаевский собор

Библиотека

· Книги
· Литургика
· Службы
· Прп. Паисий Величковский
· Прп. Исаак Сирин

Ноты православных песнопений

· Литургия
· Вечерня
· Утреня
· Праздники
· Постная триодь
· Цветная триодь
· Ектении
· Разное
· NoteWorthy Composer

Ссылки

Новости

Архив

Обратная связь

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ

Новости

Варфоломей I изложил свое видение вопроса о переходе Киевской митрополии из юрисдикции Константинопольской Церкви в состав Московского Патриархата в 1687 г.

Выступая 26 июля на Софийской площади в Киеве на торжествах по случаю 1020-летия Крещения Руси, Патриарх Константинопольский Варфоломей I коснулся вопроса о предоставлении автокефалии Поместным Православным Церквям, которые вышли из юрисдикции Константинопольского Патриархата.

"Церковь-Мать соглашалась с требованием правительств вновь созданных государств православного народов на Балканском полуострове относительно автокефалии Церквей, которые выходили из ее канонической юрисдикции, а именно Элладской (1850), Сербской (1831), Болгарской (1945) и Албанской (1937), ради их национальной целостности, хотя такие автокефалии повлекли резкое сужение церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата", — сказал Патриарх Варфоломей. Константинопольский Патриарх, однако, умолчал при этом о том, что позиция Фанара по вопросу о предоставлении независимости новым Поместным Церквям изначально была негативной, и им пришлось в продолжение длительного времени бороться за достижение канонической автокефалии, которую Константинопольская кафедра долгие годы не хотела признавать.

Передачу Киевской митрополии из юрисдикции Константинопольской Церкви в состав Московского Патриархата в 1687 г. Патриарх Варфоломей I также назвал "лучшим примером икономии Вселенского Патриархата в Православной Церкви". По его словам, "Церковь-Мать, из-за известных неблагоприятных обстоятельств, ограничила себя ради того, чтобы с готовностью оказать Украинской Церкви всемерную церковную, духовную и материальную поддержку, ориентируясь не только на более полное применение духовного наследия Византии, но и на защиту ее православной идентичности от тяжелого политического давления распространителей неправославного учения, особенно в очень трудные для благочестивого украинского народа времена". "Патриарх Дионисий IV рассудил, что при тогдашних обстоятельствах было необходимо церковное подчинение Украинской Церкви Московскому Патриархату (в 1687 г.), чтобы не преумножать беды благочестивого украинского народа и, чтобы он находился под православным политическим руководством", — отметил в своем слове Патриарх Варфоломей.

К сожалению, Варфоломей I указал далеко не все исторические обстоятельства, при которых произошло воссоединение Киевской и Московской кафедр. В частности, Патриарх Варфоломей I не упомянул о том, что его предшественник Дионисий IV в данном вопросе действовал по указке турецкого правительства, которое оказало нажим на Патриарха, не желавшего уступать Киевскую митрополию Москве. Вызывает удивление, что переход Киевской митрополии под омофор Патриарха Московского и всея Руси Варфоломей I назвал "аннексией Российским государством при Петре І". Добровольное вхождение Украины в состав Российского государства после исторической Переяславской Рады 1654 г. Патриарх Константинопольский также назвал "аннексией Украины Россией".

Столь же далеко от исторической правды и утверждение Варфоломея I о том, что "украинская иерархия сильно и единодушно противилась этому решению" — переходу в юрисдикцию Москвы, "решению, которое означало нанесение явного ущерба каноническим правам Церкви-Матери". Как известно, даже распложенные на территории Речи Посполитой православные епархии Киевской митрополии признали тогда над собой главенство Патриарха Московского и всея Руси.

[Вверх]

Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп
Оформление: Виктор Лысенко
© Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ г. Комсомольск 2000–2024 гг.