Эксперты готовы исследовать нетленные мощи Томского старца Федора Кузьмича
Свт. Николай Японский

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

Украинская Православная Церковь

По благословению архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа,
председателя Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ

Титульная страница

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария

· Правила приема
· Изучаемые предметы
· Преподаватели
· Учащиеся
· Газета «Кременчуг Православный»
· Газета «Глаголъ временъ»
· Выпускники

Свято-Николаевский собор

Библиотека

· Книги
· Литургика
· Службы
· Прп. Паисий Величковский
· Прп. Исаак Сирин

Ноты православных песнопений

· Литургия
· Вечерня
· Утреня
· Праздники
· Постная триодь
· Цветная триодь
· Ектении
· Разное
· NoteWorthy Composer

Ссылки

Новости

Архив

Обратная связь

Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ

Новости

Эксперты готовы исследовать нетленные мощи Томского старца Федора Кузьмича

Эксперты готовы исследовать нетленные мощи старца Федора Кузьмича, который, согласно преданию, на самом деле был тайно ушедшим странствовать царем Александром I и умер в Томске, сообщил журналистам в четверг заведующий отделом идентификации личности ФГУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" (Москва) Виктор Звягин.

"Я знаком с этой историей. Но впервые узнал, что его мощи были обретены в Томске в начале прошлого века и находятся в одном из соборов Томска. Для того, чтобы их посмотреть, нужно получить благословение Томского архиепископа. Получу я его или нет, не знаю, это не от меня зависит. Если томичам будет это интересно, и если они захотят, чтобы я приехал в Томск, решайте, и я с удовольствием это сделаю", - сказал Звягин.

Существует предание, согласно которому, человек, живший в Томске в середине XIX века под именем старца Федора Кузьмича и пользовавшийся огромным уважением среди местного населения, на самом деле был отрекшимся от престола в пользу своего брата царем Александром I, который имитировал свою смерть в Таганроге и пустился странствовать по России, чтобы замолить грехи.

Православная Церковь канонизировала старца независимо от его происхождения. Старец Федор считается святым покровителем Томска. Его мощи были обретены в 20 веке, в Томск ежегодно съезжаются тысячи паломников, чтобы почтить его память.

По словам начальника ОГУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области" Сергея Кладова, в ФГУ "Российский Центр судебно-медицинской экспертизы" никто и никогда не обращался с целью установления личности старца.

"По Федору Кузьмичу к нам не поступали никакие документы, не обращалось следствие. Прежде всего, этим должны заинтересоваться правоохранительные органы, или какие-то общественные организации. Работать с объектом, который нам не представлен, мы не можем", - сказал Кладов.

Он отметил, что если бы встал вопрос об идентификации останков, томские специалисты вышли бы на российский центр.

По словам Звягина, в идентификации могут возникнуть сложности, но она выполнима. "Голова старца находится в другом месте. А наибольшая идентификационная информация, конечно, в признаках внешности. Если бы была голова, мы бы могли провести сравнительное исследование с известными портретами Александра I. В том случае, если головы нет, приходится идти по другой схеме - устанавливать давность захоронения, перемещалось ли оно, возраст человека, длина его тела и так далее. Мы наверняка будем исследовать одежду Александра I, она хранится до сих пор. Если хотя бы две косточки стопы остались, допустим, пяточная и таранная, размер обуви определим. В общем, наберем достаточно большой перечень групповых признаков личности, которые в совокупности позволят сказать - исключается возможность или нет. Кроме того, у Александра I была определенная патология", - сказал Звягин.

По его словам, в вопросе проведения генетической экспертизы есть трудности, которые выходят за пределы региона. "Встанет вопрос о вскрытии захоронений соответствующих лиц в Петропавловском соборе. На это никто не пойдет, слишком разные весовые категории. Поэтому в данном случае первое, что нужно сделать - использовать все возможности и методы, и не выходить пока за пределы региона. Если не будет получена исчерпывающая система доказательств, и если будет интерес общественности за пределами, тогда другое дело", - пояснил Звягин.

Как отметил директор ФГУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Владимир Клевно, для того, чтобы провести генетическое исследование, нужна "воля Церкви и Церковь должна найти такую возможность и обратится к нам".

"Генетические исследования строятся на сравнении. Лучше, конечно, сравнивать с близкими родственниками. У братьев должны быть однотипные участки ДНК матери. Но кто нам разрешит произвести вскрытие захоронений и взять оттуда?...", - сказал Клевно.

[Вверх]

Главный редактор: Архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп
Оформление: Виктор Лысенко
© Полтавская Миссионерская Духовная Семинария УПЦ г. Комсомольск 2000–2018 гг.