Статья № 4 :: Кременчуг Православный

[Назад]

Итоговый документ III съезда епархиальных миссионеров РПЦ

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, согласно Определению Священного Синода Русской Православной Церкви, в Москве с 30 октября по 3 ноября 2002 года провел свою работу III Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви.

Работу съезда возглавил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата.

В съезде приняли участие: митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, председатель Отдела по Церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата; архиепископ Калужский и Боровский Климент, заместитель председателя Отдела внешних связей Московского Патриархата; архиепископ Якутский и Ленский Герман; епископ Ярославский и Ростовский Кирилл; епископ Полтавский и Кременчугский Филипп, председатель Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ. В работе съезда приняли участие представители 101 епархии Русской Православной Церкви из 11 стран, всего 267 делегатов.

Работа съезда проходила на пленарных заседаниях и в 5 секциях.

Секция 1. Православная миссия вчера, сегодня, завтра (методы и принципы).

Выработанные предложения и рекомендации.

Обеспечить широкое участие священнослужителей в насущно необходимой деятельности по точному переводу Священного Писания на языки народов, среди которых несет служение Русская Православная Церковь.

Обратиться к Священному Синоду с предложением о создании исполнительного органа, состоящего из сотрудников Патриаршей и Синодальной Библейской, а также Синодальной Богословской комиссий, Церковно–научного Центра «Православная энциклопедия» и преподавателей Духовных школ для анализа новых переводов Священного Писания на русский и другие языки.

Обратить внимание на проблему совершения богослужений и издания православной литературы на местных языках, для чего необходимо поставить вопрос о создании переводческих историко–архивных комиссий в епархиях, при церковно–богословских центрах и Духовных школах. Повысить роль благочиний в миссионерской деятельности, в частности, возродить миссионерские должности в каждом благочинии.

Готовить более тщательно людей к таинству Крещения, регулярно проводить огласительные беседы, издавать пособия для священников и катехизаторов по этим вопросам, а также сборники существующих программ катехизации, разработанные в епархиях Русской Православной Церкви. Развивать среди мирян все формы антисектантской деятельности. Для чего вскрывать факты возрождения язычества, активизации неоязыческих культов, происходящих, зачастую, при поддержке интеллигенции и гражданских властей.

Распространять положительный опыт миссионерской деятельности, наработанный в разных епархиях (использование речных судов, поездов, автобусов, создание выездных групп, работа со светскими педагогами, библиотеками, проведение крестных ходов, и др.). Учитывать, при проведении реформ духовных школ Русской Православной Церкви, важность практического миссионерского опыта для учебно–воспитательного процесса в семинариях, поощрять студентов–миссионеров в их стремлениях к миссионерскому служению. Совершенствовать преподавание миссиологии и связанных с ней дисциплин, проводя миссионерско–катехизаторскую практику для студентов. (...)

Секция 2. Миссия, прозелитизм, религиозные конфликты и возможности сотрудничества в миссии.

Выработанные предложения и рекомендации.

(...) Разоблачать деятельность псевдохристианских и неорелигиозных организаций и объединений, которая сейчас носит более скрытый характер, и ее масштабность не уменьшается, т.к. они стремятся проникнуть во все сферы общественной жизни, прежде всего в образование и культуру. (...).

Разоблачать несоответствие римо–католических миссионерских усилий с основополагающими принципами христианства в связи с откровенной прозелитической деятельностью Ватикана на традиционно православных территориях, сопровождающейся вовлечением в унию новых адептов при использовании недопустимых для христианина методов и средств. Для успешного противостояния этой экспансии необходимо проявлять максимальную миссионерскую активность и профессионализм. Православные миссионеры заявляют о своей открытости к сотрудничеству в области благотворительности, милосердия и иных областях социальной диаконии как проявление дела любви, сотрудничеству в делах, направленных на преодоление агрессивно–секулярных и аморальных тенденций современного общества, лишь в том случае, если это открытость не будет использована в прозелитических целях иными конфессиями.

Секция 3. Миссия после миссии. Воцерковление и миссионерское служение мирян.

Были обсуждены вопросы и проблемы, среди которых наиболее важны следующие: формы оглашения; евхаристическая община; литургия после Литургии; миссионерское поручение; миссионерские библиотеки; миссионерские монастыри; пастырская ответственность; язык миссии; воцерковление молитвой; миссионерская приветливость; поиск места встречи; «посредники» в миссии; миссионерские ресурсы; мера миссионерской толерантности.

По итогам работы третьей секции съезд принял рекомендации:

Возродить практику оглашения взрослых людей перед их Крещением. Отказ от немедленного совершения таинства Крещения, по причине неготовности человека, должен производиться в максимально тактичной и дружелюбной форме. Целесообразно привлекать к оглашению активных членов общины.

Привлекать мирян к активной церковной деятельности посредством выполнения определенных миссионерских поручений:

— дежурство в храме для общения с людьми и разъяснения православной литургической традиции;

— в приходских миссионерских кружках желательно закрепление за каждым человеком конкретных тем для изучения основ вероучения.

— участие в социальной диаконии.

Необходимо использовать сеть существующих библиотек для создания в них миссионерских просветительских фондов и организации тематических выставок, посвященных важным событиям церковной жизни, при обязательном заключении договоров с администрациями библиотек. Помогать в комплектовании школьных и публичных библиотек церковными книгами миссионерского содержания. Ориентировать монастыри на миссионерскую деятельность для церковного присутствия в Интернет–пространстве, формирования общедоступных библиотек, ведения богословских курсов и воскресных школ, а также работы с людьми, нуждающимися в духовной помощи. В задачу таких монастырей также могло бы входить определение епархиальных позиций по проблемам культурной, общественной и церковной жизни.

Центром жизни христианина является Евхаристия, как главное таинство Церкви, созидающее Тело Христово, и способ Богообщения. Прихожане должны ясно сознавать, что центром, вокруг которого и ради которого они собираются воедино, является не священник, не та или иная храмовая святыня, не та или иная — пусть даже самая возвышенная — идея, но Сам Господь и Его Жертва. Восстановление христоцентричности церковного сознания невозможно без осознания всеми прихожанами того, что христианство есть пребывание в Теле Христовом, для чего необходимо возможно более частое приобщение к Святым Дарам.

Поощрять общение людей за пределами Богослужения, в частности, через проведение собраний и совместных трапез прихожан после совершения Литургии с целью общения и обсуждения приходских вопросов. Это ослабило бы накал внутрицерковных дискуссий по проблемам внутриприходской и общецерковной жизни.

Повышать пастырскую ответственность развитием священнослужителями внутриприходской миссии, в частности давать церковную оценку содержания литературы, поступающей для продажи в храме. Необходимо регулярное пребывание священников в храме, во внебогослужебное время для общения с людьми.

Миссионер должен владеть различными языками миссионерской проповеди: от высокого храмового литургического слога до речи, понятной детям, молодежи, воинам, государственным служащим и т.д.

Возможности внутриприходской миссии могут быть расширены и путем акцентирования миссионерского значения наших молитвенных последований. Молитва должна быть ответом на реальные и осознанные нужды современного человека. Поэтому представляется целесообразным составление новых чинопоследований, освящающих жизнь современных людей, прежде всего представителей современных городских профессий (врачи, учителя, люди, работающие с информационными технологиями).

Ввести в ежедневные богослужения прошения о Божием призвании миссионеров к евангельскому служению, чтобы и сами прихожане осознали необходимость углубленного изучения и защиты своей веры.

Миссионер должен ставить во главу угла такое качество как «миссионерская приветливость», включающая в себя доброжелательность и отзывчивость при работе с людьми, готовность идти на контакт с представителями различных социальных групп и вероучений.

Находить точки соприкосновения с различными возрастными слоями посредством организации общедоступных мероприятий по интересам: клубов и лагерей, походов, а также с группами социального риска: наркозависимыми, ВИЧ–инфицированными, беспризорниками и иными. Осуществлять катехизаторскую, богословскую подготовку светских преподавателей, врачей, психологов, военнослужащих для расширения поля миссионерской деятельности в условиях секулярного общества.

Строить такие отношения с органами государственной власти, благотворительными фондами и прочими организациями, которые явятся важным ресурсом повышения возможностей православной миссии. Точно обозначить меру миссионерской терпимости в церковных дискуссиях, в ходе которых вырабатываются отношения Церкви к тем реалиям культурного и общественного бытия, которые не зависят от нашей воли, но извне вторгаются в церковную жизнь. Особенно важно правильно провести границу между тем, что Церковь должна осудить, тем, что она может потерпеть, а также тем, что она может обратить к своей пользе. Особое внимание стоит обратить на необходимость создания атмосферы терпимости в самой Церкви по отношению к миссионерским поискам.

Секция 4. Православная миссия и проблемы социального служения, семьи и молодежи.

Выработанные предложения и рекомендации.

Воцерковление, привлечение детей и молодежи к самостоятельной духовной жизни, ответственному молитвенному предстоянию пред Богом является высшей целью всего миссионерского и духовно–просветительского служения. Все программы и формы работы с молодежью есть лишь средства. Православному пастырю — миссионеру необходимо сообразовывать свою проповедь со спецификой восприятия молодежи. Летние лагеря в дни школьных каникул являются самой распространенной и успешно зарекомендовавшей себя формой духовно–нравственного воспитания детей и молодежи. Целесообразно, чтобы все стороны жизни молодого человека были в полноте охвачены церковной жизнью. Важнейшим средством православной миссии в молодежной среде является деятельность православных общественных организаций и создание приходских церковных братств. Необходимо искать пути к сотрудничеству с теми молодежными организациями, которые ориентируются в своей деятельности на ценности православного воспитания.

Обратить особое внимание на совместное социальное служение как действенное средство духовно–нравственного воспитания детей и молодежи. Святой апостол Петр призывает: «Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (I Петр. 4,11). В совместном социальном служении формируются лучшие христианские добродетели. Трудные подростки, наркоманы перевоспитываются через социальное служение детям–инвалидам и беспризорникам.

Стремиться использовать все возможности православной молодежи для свидетельства о своей вере перед ровесниками в средствах массовой информации, в различных молодежных телепрограммах.

(...) Стремиться к тому, чтобы приходская община стала основой для формирования и воспитания молодой православной семьи. На каждом приходе необходимо создать особую духовную атмосферу, культурную среду, находясь в которой, молодые люди были бы надежно защищены от пагубного воздействия внешнего мира, подготавливали себя к семейной жизни как церковному служению. Подготовить пособия в помощь формирования основ православной семьи.

Шире практиковать новые формы миссии в молодежной среде, как–то: создание военно–патриотических клубов и спортивных секций, участие в фестивалях авторской песни, сотрудничество с православными направлениями современной музыки, Интернет–клубами и другими. В церковной среде необходимо проводить обсуждение этих начинаний, перенимая положительный опыт.

Секция 5. Миссия Церкви и современные информационные технологии.

Выработанные предложения и рекомендации.

Придать миссии Православной Церкви в информационном пространстве упреждающий характер, а не реагировать с опозданием на происходящие в обществе события. Съезд призывает православных миссионеров использовать все многообразие новейших информационных технологий.

Вскрывать факты активного вытеснения православных программ из светских СМИ, осуществляемого под самыми разнообразными предлогами, что является нарушением прав личности на получение своевременной, полной и достоверной информации.

Создать, ввиду разрозненности усилий и отсутствия согласованной политики деятельности православных СМИ, банк данных, доступный для любого православного миссионера в рамках единого информационного пространства, и, тем самым, соединить усилия духовенства и мирян в деле продолжения «миссии после миссии».

Разработать концепцию, осуществить практическую реализацию единого банка данных на основе Центрального миссионерского справочно–информадионного фонда, к развертыванию которого в настоящее время приступил Синодальный Миссионерский отдел. Целесообразно также создание при каждом епархиальном управлении, в территориальных муниципальных образованиях Информационно–просветительских центров, обеспечивающих священнослужителям и мирянам доступ в указанное пространство.

Из–за недостатка финансовых и иных ресурсов для получения всеми желающими необходимого духовного образования желательно:

а) создать сети православных народных университетов с дистанционным обучением для миссионерского самообразования;

б) дополнить заочную форму обучения дистанционной в духовных школах Русской Православной Церкви.(...)

[Вверх]