НАЗАД

Что такое совесть

Совесть относится к наиболее глубоким и ярким явлениям человеческого нравственного опыта.

«Бессовестный», «совесть потерял», «муки совести», «чистая совесть» — с этими и многими другими выражениями, связанными с понятием совести, мы встречаемся чуть ли не каждый день. О совести слышим часто, много и практически везде, о наличии совести в человеке знают даже маленькие дети, но что именно такое совесть нам вряд ли смогут ответить и убеленные сединами старики. Что такое совесть? Откуда она в человеке? Можно ли обрести «потерянную» совесть? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в данной работе. История термина «совесть» восходит к греческой античности. Впервые он встречается у Демокрита, который употребил его в специфическом нравственном смысле — как сознание совершенного злодеяния. Это понятие совести сохранилось в древнегреческой письменности до эпохи Нового Завета. Для определения и обозначения нравственной оценки совершенных поступков термин «совесть» употребляется и у философов стоиков Цицерона и Сенеки, но понятие совести приобретает религиозный окрас. Вот как излагает свои размышления о совести Сенека: «...Священный и высокий дух пребывает внутри нас и ведет учет всех добрых и злых поступков и является стражем или мстителем за наши дела. Как мы обращаемся с ним, так и он обращается с нами.»

В древнееврейском языке нет слова «совесть», однако реальность ее присутствия в человеке, как общечеловеческого нравственного опыта и в народе, как народного опыта, призванного к общению с Богом, несомненно осознавалось. Понятие «совесть» в Ветхом Завете передавалось термином «сердце», который означал внутреннего человека, сотворенного Богом и известного только Ему. Голос совести в человеке понимался как голос похвалы или упрека за исполнение или нарушение Закона Божьего. Жизнь в согласии с законом Бога означала чистую и благую совесть, которая приводила человека к миру с Богом и с самим собой. В Новом Завете учение о совести наиболее широко раскрывает апостол Павел. Заимствуя этот термин из эллинской философии, он влагает в него христианское понимание. Апостол Павел не просто отождествляет понятие совести с понятием сердца в Ветхом Завете, а обозначает совесть как новое сознание человека, живущего по заповедям Христа. Для ап. Павла понятие совести включает в себя всю внутреннюю религиозную жизнь человека, его христианское мировоззрение, базирующееся на вере и связанное с этим нравственное переживание реальностей мира и событий человеческой жизни.

Таким образом, в Священном Писании понятие совести раскрывается в двух главных аспектах. Во–первых, совесть — это такая фундаментальная этическая структура, которая определяет собой весь внутренний строй личности, вступившей в новую жизнь во Христе. Во–вторых, совесть есть некая специфическая способность нравственного суждения, с помощью которой человек в каждом конкретном случае определяет, что делать и как поступать.

Святые отцы и учители Церкви, следуя традиции Павлового богословия, особое место в своих трудах уделяли учений о совести в человеке, определяя ее как «некий внутренний очаг, излучающий свет на всю нравственную и религиозную жизнь человека» (Ориген), как «внутренний свет и высший ум, который судит, что добро и что зло» (блаж. Иероним), как «средство для безошибочного выбора добра» (Климент Александрийский), «Свет на прямом пути» (св. Григорий Богослов), «Учитель, имеющий беспристрастный голос» (св. Иоанн Златоуст), Итогом светоотеческого учения о совести могут служить слова блаж. Августина: «Человек — это его совесть, ибо она есть центр внутренней жизни человека и даже бездна, в которой обитает Бог...» В мистической традиции Православной Церкви совесть определяется как «слово и обличение Ангела Хранителя» (св.Иоанн Лествичник) или даже как голос Бога Вседержителя (св. Феофан Затворник).

Анализируя вышесказанное, можно определить совесть как понятие психологическое, в таком случае совесть — это выражение всего нравственно–психологического функционирования человеческой личности. А позиции религиозно–богословской совесть определяется как неотъемлемый дар Божий, полученный при творении и сохраненный природой человека, несмотря на поврежденность ее грехом.

В нравственной жизни человека совесть имеет главенствующее положение и выполняет свои специфические функции. Таковыми могут являться: законодательная функция, дающая совести авторитет (что свойственно уму), судебная функция, усвояющая совести достоинство (сердце человека) и исполнительная, сохраняющая за совестью свободу (волеизъявление). Выполнение совестью своих функций подразумевает указание ею на требования нравственного закона, обличение или одобрение совершенных поступков и вознаграждение (мир души) или наказание (беспокойство и т.д.) за злые дела и беззакония. При этом выполнение совестью своих функций является сложным динамическим процессом, в котором сама совесть зависит от общих нравственных установок личности, от степени приближения личности к нравственному идеалу.

Согласно с исполнением своих функций, совесть переживает разные состояния. Под воздействием конкретных жизненных условий и под влиянием социальной среды происходит процесс либо развития совести, либо ее деградации, что может быть выражено в терминах «Добрая совесть» и «Потерянная совесть». Если совесть осуществляет руководство нравственной жизнью, четко выполняя свои функции, — указывает, оценивает, обличает и наставляет — тем самым ведет человека к духовному росту и совершенству. Она может быть названа «доброй совестью». Наградой этому может служить мир и покой души. В противном случае, хотя совесть никогда не может исчезнуть совершенно и угаснуть, она может считаться потерянной при неисполнении своих функций, в результате чего от души отнимается мир, душа, наполняется смятением, испытывает чувство стыда, вины, смущения, отчего происходит раздражение и т.д., что может служить ей наказанием.

Различные негативные состояния можно определить:

1. При недостаточном осуществлении законодательной функции совесть может быть несведущей, колеблющейся и погрешительной. От незнания нравственного закона совесть является несведущей (неведение). При знании нравственного закона, если человек не может определить нравственность или безнравственность своего поступка, — что у отцов называется «помрачение ума» — человек имеет совесть колеблющуюся. И наконец, человек, который вопреки нравственному закону зло считает добром (безумие) имеет совесть погрешительную.

2. При недостаточном осуществлении судебной функции совесть может быть немощной, усыпленной и ожесточенной. Немощная совесть не может активно осудить зло, хотя знает его опасность.

Усыпленная совесть делает ложную оценку своих злых поступков, оправдывая их благими намерениями и делами. Ожесточенная совесть сознательно попирает все этические нормы и правила.

3. При недостаточном осуществлении исполнительной функции совесть может быть пристрастной, лицемерной и сожженной. Пристрастная совесть может указывать на недостатки других, оправдывая тем самым себя.

Лицемерная совесть незаслуженно присваивает себе сознание праведности и мир души.

Сожженная совесть оставляет человека в холодном спокойствии духа при совершении явных преступлений и при воспоминании о них.

Избежать столь пагубных для человека состояний совести возможно лишь при строгом исполнении совестью своих функций, а это в свою очередь осуществимо лишь при благодатном очищении, освящении, преображении человеческой совести. Все это осуществляется в жизни каждого конкретного человека жизнью Церкви при наличии трех главных средств освящения совести: вера во Христа, участие в святых таинствах Церкви и личный подвиг духовно–нравственной жизни. Причем в благодатном освещении нуждается совесть каждого человека даже от природы мнительная или сверхчувствительная совесть.

Сверхчувствительная совесть обладает чрезвычайной разборчивостью и склонна к законнической скрупулезности, что заслоняет от человека главные цели в жизни и лишает его необходимой целеустремленности, которая должна вести к обожению. Мнительная совесть предается печали и унынию после самых незначительных ошибок и проявляет недоверие в спасительности церковных таинств, что делает ее бесчувственной к действенному восприятию благодати.

Подводя итог вышесказанному, особое внимание нужно уделить вопросу христианского воспитания совести и ее освещению благодатью Божьей.

Значение этого трудно переоценить, ибо это состоит в том, что свобода, авторитет и обязывающая сила совести становится реальной гарантией того, что жизнь человека соединена с Богом и осуществляется по закону Христову.

(Составлено по лекциям арх.Платона по нравственному богословию)

Священник Игорь Старынин,
преподаватель Духовного училища,
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, г. Кременчуг

ВВЕРХ