НАЗАД

Преподобный Викентий Лиринский

Трудно себе представить современного христианина, который бы не знал, кто такие святые отцы Церкви. Как часто мы слышим, что жить следует согласно учению отцов, или что жизнь святых — свет миру и т.д. Читая Евангелие от Луки, мы встречаем слова пророчества об Иоанне Крестителе: «...И он будет идти пред Ним в силе и духе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям...» (Лк.1:17), и мы возгораемся в Духе, жаждая и себе возврата отцовских сердец. Но где они, «сердца отцов»? — задаемся мы вопросом и отвечаем на него — в их святых писаниях, красоту которых трудно объяснить. «Когда в осеннюю ночь гляжу на чистое небо, усеянное бесчисленными звездами столь различных размеров, испускающими единый свет, тогда говорю себе: таковы писания отцов. Когда в летний день гляжу на обширное море, покрытое множеством различных судов с их распущенными парусами, подобными белым лебединым крыльям, судов, бегущих под одним ветром, к одной цели, и одной пристани, тогда говорю себе: таковы писания отцов. Когда слышу стройный многочисленный хор, в котором различные голоса в изящной гармонии поют единую песнь Божественную, тогда говорю себе: таковы писания отцов». Этот гимн святоотеческим творениям в XIX веке воспел великий святой — епископ Кавказский Игнатий. Да, он слышал, слышал стройную гармоническую песнь Божественную святых отцов. Мы же, грешные и немощные, слышим только какофонию. Поражен и наш слух грехом, чужд он восприятия гармонии и не видим мы и не слышим единства в пении святоотеческого хора. Что же делать нам, грешным, где взять волшебный ключ, при помощи которого мы раскроем тайну гармонии святоотеческих творений. И ключ этот, таинственный скрипичный ключ Божественной святоотеческой симфонии нам дают сами св. отцы. Называется он «Consensus patrum» — критерий «согласия отцов». Этот критерий сформулировал и выразил человек, имя которого многим ничего не скажет. Этот человек — преподобный Викентий Лиринский. О жизни его практически ничего не известно, кроме того, что родом он был из Галлии, был монахом, а позже пресвитером монастыря на острове лиринском (напротив Канн, на юге Франции). Умер этот тихий и смиренный инок около 450 года. О его характере, о любви к Церкви, к Священному Преданию, хранителями и истолкователями которого являются святые отцы, о жажде чистоты и святости, о его блаженной душе мы узнаем из его единственного, до нас дошедшего произведения «Памятные записки», написанного немного спустя после появления ереси Нестория, через три года после III Вселенского Собора, в 434 году. Авторитетность и актуальность этого произведения трудно переоценить и в наше время. Критерий «согласия отцов», критерий истинности Священного Предания, выраженный прп. Викентием, православным богословием признается как достаточно точный и универсальный. Как пишет сам преподобный, он много времени и труда положил на поиск и Истины, и истинного учения, поняв необходимость Предания, он смог найти принцип согласия выразителей сего Предания — св. отцов, и их величайшей любви христианской передал это нам, грешным. Впрочем, чтобы не утруждать читателя своими рассуждениями, хочется передать на суд благочестивых христиан сам труд блаженного отца. Читай, православной христианин, вдохни свежего благодатного воздуха, насладись красотой жемчуга святоотеческой мысли.

«Предание, говорит Апостол, сохрани, т. е. талант веры вселенской сбереги в целости и неповрежденности, чтобы, что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то ты и передавай. Ты получил золото, золото и отдавай. Не хочу, чтобы ты мне подкидывал вместо одного другое, не хочу, чтобы вместо золота поставлял ты нагло свинец или, обманно, медь. Если дарование Божие сделало тебя способным по уму, по образованию, по учености, то будь Веселеилом духовной Скинии. Полируй драгоценные камни Божественного догмата, придавай им блеск, грацию и прелесть, старайся, чтобы вследствие твоего ясного изложения яснее разумели то, во что верили не так ясно. Достигай, чтобы потомство со знанием славословило то, что прежде древность чтила несознательно. Научи тому, чему тебя научили, и говоря новое, не скажи нового. Но, может быть, кто–нибудь скажет: и так в Церкви Христовой не должно быть никакого преспеяния религий. Все конечно должно быть, и притом величайше. Только преспеяние это должно быть действительно преспеянием, а не переменою веры. Преспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершается сам в себе, а перемена — в том, когда что–нибудь перестает быть тем, что оно есть, и превращается в другое. Итак, пусть возрастает и в высшей степени преспевает с течением лет и веков понимание, разумение, мудрость как каждого отдельного христианина, так всех вместе, как одного человека — так и всей Церкви, но только в том же своем роде, т. е. в одном и том же догмате, в одном и том же смысле, в одном и том же понимании. Следует древние догматы небесной философии с течением времени укреплять, обглаживать, очищать, но не следует их переменять, не следует их обсекать, не следует уродовать. Церковь Христова, заботливая и осторожная блюстительница догматов, никогда в них ничего не изменяет, ничего не уменьшает, ничего не прибавляет, необходимого не отсекает, излишнего не прицепляет, своего не теряет и чужого не присвояет, но со всею рачительностью старается единственно о том, чтобы рассуждая о древнем верно и мудро, если что в древности предначертано, основано, то довершать и обделывать, если что пояснено уже и истолковано — то укреплять и подтверждать, если что уже подтверждено и определено — то хранить. Чего другого, наконец, всегда старалась она непременно достигнуть определениями Соборными. Не того ли только, чтобы после с рассудительностью веровали в то же самое, во что прежде веровали в простоте. Не колеблясь говорю и всегда скажу, что Вселенская Церковь, побуждаемая новизнами еретиков, через определение своих Соборов не другое что–нибудь делала, как именно то, что принятое ею прежде от предков по одному Преданию подтверждала потом для потомков»

Запечатлей в сердце своем эти слова святого отца, читатель, пусть будут они тебе светом, компасом, ориентиром на твоем пути. Храни себя от ересей, заблуждений и сам не искажай!

Священник Игорь Старынин,
преподаватель Духовного училища,
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, г. Кременчуг

ВВЕРХ