НАЗАД

ПЯТИДЕСЯТНИЦА — ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

«...ныне утешительный Дух
на всякую плоть излияся
от апостольских бо ликов наченший...»
(Стихира Пятидесятницы)

«И когда подходил к концу день Пятидесятницы, были они все вместе. И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить иными языками, как Дух давал им вещать»
(Дн. 2:1–4)

Так повествует нам Священное Писание о событии, произошедшем в первой христианской общине на пятидесятый день по Воскресении Христовом. День сошествия Святого Духа на апостолов — величайший день в истории христианства. Этот день мы называем Днем рождения Церкви. «Это излияние Духа Святого есть предельная полнота исполнения и увенчания Церкви Христовой, как бы купол, осенивший храм в сошествии Святого Духа,»– так говорит знаток русской иконографии инок Григорий Круг. Однако этот день в церковной традиции именуется не только как «День Святой Пятидесятницы» или «День сошествия Святого Духа на апостолов», но и как «День Святой Троицы». А православный народ и знает и именует этот день просто «Троица». И, действительно, со времен иконоборческой смуты (VIII в.) иконописная традиция Православной Церкви икону «Сошествие Святого Духа на апостолов» отождествляет с образом Пресвятой Троицы. Но какая же здесь связь? Учение о Боге–Троице — это основной, фундаментальный догмат христианского богословия. Бог–Троица Един по существу и Троичен в Лицах. Одна сущность, Одна Природа — Три Лица (Личности), Три Ипостаси. Это одно из величайших, таинственных и удивительных откровений Бога людям. Этот догмат лежит в основе жизнедеятельности Православной Церкви, в основе жизни всякого христианина и, вообще, в основе существования всего мира — космоса. И вот поднимается вопрос, почему событие Пятидесятницы называется «День Святой Троицы», и выражает ли икона, повествующая о событии сошествия Святого Духа на апостолов, нашу веру в Бога–Троицу. Церковная традиция на этот вопрос отвечает положительно: «Да». Но где же, хотя бы прикровенное, символическое указание на трех Лиц и на Единство Существа Божия в иконе «Сошествие Святого Духа.» Однозначно мы понимаем, что «разделяющиеся языки, как бы огненные,» — это образ Святого Духа, на участие в этом событии Бога–Отца указывает нам повествование «Деяний апостольских»: «И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом». Мы знаем, что повествования о «шуме, звуке, голосе», указываюшие на присутствие или участие в событии Бога–Отца часто встречаются в Священном Писании (например, Крещение, Преображение). Но где же в этом событии, описанном в «Деяниях»и изображенном на иконах «Сошествия Святого Духа» есть образ Бога–Сына? Ответ на этот вопрос дает нам ап.Павел, говоря: «Вы — тело Христово» (1Кор.12:27). В День Пятидесятницы рождается Церковь, которая и есть образ Бога–Сына, тело Христа, живой Богочеловеческий организм, воплотившийся Христос. Образ церкви, выраженный на иконе «Сошествие Святого Духа» в изображении апостолов, говорит нам и о единстве Божества. Достаточно вспомнить «Первосвященническую молитву» Иисуса Христа перед Крестной смертью (Ин.17): «Да будут и они едины, как и Мы едины». Единство это осуществляется Духом Святым (огненные языки), по воле Бога–Отца (шум, наполнивший горницу), в Теле Христа (апостолы). С апостолов начавшись единство это осуществляется Духом Святым во всей полноте церковной соборности, в полноте церковного Боговедения и, что не маловажно, в Таинстве Евхаристии. «Первое, что открылось в сошествии Духа Святого, -это полнота Боговедения. Церковь определилась в этом празднике как Царство Отца и Сына и Святого Духа. Полнота постижения Триединого Бога и полнота откровения определили самую природу праздника. Пятидесятница стала праздником Святой Троицы». «Дух Святой сошествием Своим исполняет Церковь славой Пресвятой Троицы, и слава эта становится для Церкви ее дыханием, ее светом, ее славой. Вся полнота и многообразие дарований, данных Духом Святым в Пятидесятнице, сопрягается в единство силой Троического действия. Вся жизнь и устроение Церкви печатлеется Святой Троицей и в Ее образе зреет и созидается непреходящим и неземным устроением. В свете сошествия Духа Святого, в свете Пятидесятницы видно, насколько основным, насколько краеугольным явлется неповрежденное богословие о Святой Троице и догматическое ее исповедание не только словом, но и начертанием образа, ибо образ Святой Троицы, рожденный силою этого неповрежденного богословия, должен быть как бы его завершением, царскою печатью, печатлеющей это неповреждение» (инок Григорий Круг). И этот образ неповрежденного богословия о Святой Троице — есть образ, написанный Андреем Рублевым «во славу Троицы, в похвалу прп.Сергия». Именно из повествования этой иконы мы видим и разумеем, что только благодаря жизни в Церкви, через Таинство Евхаристического единства человек попадает в самые недра Пресвятой Троицы. На иконе «Троица» А.Рублева мы видим трех ангелов — символическое указание на Лиц Святой Троицы, о чем свидетельствует и цветовое решение их облачений. Лица ангелов наклонены друг к другу так, что мы невольно в композиции их расположения видим форму круга — символ единства и вечности Божества. В центре круга помещается престол, на котором стоит Евхаристическая чаша с закланным пасхальным агнцем внутри — символ Тела закланного Христа. Не даром протопоп Аввакум в уста ангелов вкладывает такой диалог: « I. Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему», — «II.Так он же согрешит», — «А я Тебя пошлю», — «Да будет воля Твоя». Вопрос о воплощении Сына, о Его Жертве и о спасении человека уже решается в предвечном совете Пресвятой Троицы. И наше спасение уже осуществляется через приобщение, через тесное единение с Тем Агнцем, который находится в Чаше на Престоле в недрах Пресвятой Троицы. Наше спасение осуществляется в Теле Христа (Церкви), но чтобы стать этим Телом, нужно причащаться Телу Христа (Евхаристии), и в этом заключается один из главнейших смыслов Домостроительства Божия, открывшийся в День Пятидесятницы и выраженный в иконографии Православной Церкви, а именно, в иконах «Сошествие Святого Духа на апостолов» и «Троица» прп. Андрея Рублева.

Священник Игорь СТАРЫНИН
преподаватель Духовного училища,
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, г. Кременчуг

ВВЕРХ