Статья 1-я :: Газета «Глаголъ временъ» :: Миссионерское Духовное училище УПЦ

[Назад]

Памяти Архиепископа Макария ІІІ

Во время жизни архиепископа Макария очень много разнообразных и даже противоположных взглядов было высказано о его личности и поведении. Он был классическим примером долго служащего пастыря, великого дипломата, который умел держаться в любой политической и религиозной ситуации и помог Церкви укрепить православную организацию. Архиепископ Макарий смог понести на своих плечах тяжелый вес ответственности за епархиальные и политические дела во время самого трагичного и темного периода в кипрской истории. Его вклад в распространение Православия в Африке хорошо известен, и мы можем только надеяться, что посеянные им семена, принесут в будущем большие плоды.

Строится нация — строится Церковь

В Кипре также как и в Кении, и может даже во всем мире, имя Макария всегда будет связано с концом эры колонизации, Кипр был очень важным местом в истории колониального управления. Главой борьбы за независимость этого острова был архиепископ Макарий. Он сочетал в себе духовную и светскую власть: был главой Православной Церкви в Кипре и этнархом — лидером нации. Кения была колонией, и люди или борцы, называемые Мау-Мау, старались получить либерализацию от британской администрации. Их лидер Джомо Кеньята был ревностным националистом.

Во время ссылки архиепископ Макарий почувствовал необходимость восстановления миссионерства в Кении. После того как он был освобожден с островов Сечалис, его намерения начали воплощаться в жизнь. По пути в Афины он пробыл одну неделю в Найроби, где встретился с людьми в Кении. Он публично выступал за свободу и правосудие тех людей, которые находились под давлением британской администрациии, а в ближайшее воскресенье возглавил Божественную Литургию в соборе местночтимых святых в Найроби, ставши первым Владыкой, который служил в этой церкви.

Официальный визит в Кению — январь 1970 год

В январе 1970 года архиепископ Макарий прибыл с официальным визитом в Кению. Его приветствовали как героя и национального лидера. Во время его прибытия в африканскую страну, в аэропорту Найроби собралось африканское православное священство. После ряда саммитов, на которых шла речь о жизни местной Православной Церкви, архиепископ Макарий выразил глубочайшее желание помочь Кении распространить Православную веру. Перед отъездом на Родину он сказал: «Что особо впечатлило меня в Восточной Африке, так это то, что тысячи африканцев несут крест Православия. Я очень надеюсь, что Греция поможет воцерковить эти народные массы. И через Православие, греческий дух озарит светом весь огромный африканский континент».

В июле 1970 года патриарх Александрийский Николай VI, который заведовал тогда африканским континентом, приехал с официальным визитом к кипрской Церкви. Об этом приезде архиепископ Макарий сказал прессе следующее: «Благодаря визиту в Кипр его Святейшества, патриарха Александрийского Николая VI, дружеские связи между Александрийским патриархатом и Кипрской Церковью сделались сильней.

Мы разменивались мнениями о том, как распространить миссионерскую деятельность патриарха в Восточной Африке. Я думаю, что кипрская Церковь может вложить в это благое дело свою лепту. Архиепископ Кипра готов вложить нужные средства в создание Духовной семинарии в столице Кении — Найроби. Во время своего визита в восточную Африку я убедился, что там есть огромные территории, которые нуждаются в миссионерской деятельности. Мы можем помочь, в некоторой степени, запасом священников и людей, которые имеют высшее духовное образование».

Фундаментальный камень Духовной семинарии заложен.

В марте 1971 года архиепископ Макарий вновь прибыл в Кению с частным визитом. О причине своего приезда он сказал: «Причина моего визита в Кению имеет чисто религиозный характер. Сегодня я буду в Найроби и заложу фундаментальный камень семинарии, которая будет построена кипрским архиепископом. Я верю, что семинария даст очень большой толчок развитию миссионерства в Восточной Африке, и местная молодежь, пройдя эту духовную школу, будет достойно служить священниками и миссионерами на родной земле.

Радует то, что идея построения Духовной семинарии нашла свою поддержку в лице правительства, которое выделило идеальный участок земли для строительства, и президента Джомо Кеньяты, который очень благосклонно относится к этому проекту».

Апостол Африканской нации.

Будучи смиренным и простым человеком архиепископ Макарий обладал исключительной добротой. Весь свой талант проповедника он направил на распространение Слова Божия на Африканском континенте. Исполняя свою миссию миссионерского служения в Африке с полной самоотдачей, он обратил в Православие большое количество африканского народа. Приобретя у африканцев уважение и почитание, архиепископ Макарий именуется среди них как Апостол Африканской Нации.

Массовое крещение

В 1971 году архиепископ Макарий дважды пребывает с визитом в Кении. За это время он обратил в православие и крестил более 5000 кенийцев (в основном это были люди из племени Кикую). Эти крещения он совершил в городах Вейтака и Нуери. После этих крещений африканская пресса печатала: «… архиепископу Макарию поступали прошения с разных точек страны о желании принять крещение… Но это пока не будет возможным из-за его отъезда». «… Его Высокопреосвященство, президент республики, архиепископ Макарий вчера провел массовое крещение 5000 африканцев различных возрастов…» и др.

Богословская семинария

22 марта 1971 года архиепископ Макарий основывает Духовную семинарию в Найроби. В конце церемонии открытия семинарии Владыка Макарий выступил со словами:»Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, дорогие братия, дамы и господа. Когда я год назад посетил эту страну, по приглашению моего друга президента Джомо Кеньяты, у меня была возможность встретиться с множеством православных христиан, как здесь, так и в странах восточной Африки. Эти встречи побудили меня к созданию Духовной семинарии в Найроби, которая служила бы для удовлетворения нужд Православной Церкви в Восточной Африке. И сегодня, с Божьего благословения я закладываю фундаментальный камень семинарии на этом прекрасном месте, которое так щедро было пожертвовано правительством Кении. И сегодняшние наши благие начинания помогут нашим африканским братиям обрести в своих поисках истинного Господа, по благословению Которого мы и создаем здесь центр. Из него будут выходить новые апостолы Христа, которые будут распространять слово нашего Господа в этой части мира. Эта семинария, кроме религиозных намерений, будет служить символом постоянной дружбы между людьми Кении и Кипра. Связи были найдены благодаря вере во взаимные идеи и общие трудности…».

Надпись на первом заложенном камне гласила: «Во главе Бога Отца, и Сына, и Святого Духа. Президент республики Кении Мзи Джомо Кеньята, патриарх Александрийский и всея Африки Николай VI, Высокопреосвященный Никодим, митрополит Иринополиса. Сегодня день недели понедельник, 22 день, месяца марта, 1971 г. В святой церемонии, рукой архиепископа и президента республики Кипра был заложен фундаментальный камень этой семинарии».

В этот исторический день со своей речью выступил митрополит Никодим: «Ваше Высокопреосвященство, архиепископ Макарий. Мы славим Господа в этот день за поддержку церкви апостола Варнавы. Мы особо радуемся тому, что среди глав автокефальных Церквей Вы первый, кто посетил этот дальний угол африканского континента, где митрополия Иринополиса совершает миссионерскую работу.

Вы не только Православный глава, который знает, как бороться за благодатные идеалы христианства, — Вы тот, кто пострадал за эти идеалы. Именно Ваша любовь к Православию привела Вас сюда. С интеллектом и мудростью Вы взяли на себя Великий проект создания Православной семинарии… Наша радость так велика, что наша паства не может подобрать слова благодарности Вам, великому национальному этнарху. Но позвольте мне высказать Вам братское благодарение Его Святейшества патриарха Александрийского и всея Африки Николая VI. Мы никогда не забудем великую и добрую поддержку, которую Вы оказали нам…».

Строительство семинарии было заложено за месяц до «политического акта» против архиепископа Макария. Он пробыл в ссылке около 5 месяцев. Во время этого периода он пытался найти мирное решение кипрской проблемы. Когда он в декабре 1974 года вернулся на Кипр, то остров из-за двух нападений Турции находился в великом бедствии. Макарий сделал все, что смог, он использовал все свои силы, чтобы улучшить условия жизни 200 тысяч беженцев. В то время не было возможности открыть семинарию, но когда ситуация улучшилась, то он решил начинать подготовку к ее открытию.

Август 1976 год.

Следующий визит архиепископа Макария в Кению был задержан в связи с еще одной диверсией османов. До августа 1976 года у него не было возможности увидеть здание семинарии. Во время своего последнего пребывания в Найроби (с 10 по 22 августа 1976 года) архиепископ Макарий возглавлял Божественную Литургию в храме Пресвятой Троицы. После этой службы он выступил перед народом и в своей речи вспоминал 20 прошедших лет. Он начал со своего первого приезда в Кению, когда африканская страна и Кипр были британскими колониями, рассказал о том, как проводил время в ссылках, а президент Кении — в тюрьмах, как страна одновременно боролась за свободу и Православие и добилась желаемых результатов. И закончил он тем, какая великая надежда положена на новую семинарию в Найроби. После своих воспоминаний он сказал народу: «Еще раз дорогие мои братья и сестры во Христе я благодарю вас за теплое приветствие и за вашу любовь ко мне и к моей стране. Да будет на вас благословение Кипрской Церкви и благодать Божия никогда не покидает вас. Пускай Дух вдохновляет и подает вам силы в вашей жизни.

Православие в Восточной Африке. Роль архиепископа Макария

Будущие историки отметят великую роль Макария в становлении хороших отношений между Кипром и Африкой, а особенно с Кенией, где он крестил в Православную веру тысячи людей и построил Духовную семинарию. То, что он сделал для африканского народа, и то, что вложил в распространение Православия, очень ценится африканцами, а также главами других Православных Церквей.

Полное понимание значения жизни архиепископа Макария, его служения африканскому народу и обновление христианской проповеди — это то, к чему мы еще не созрели, но могли бы созреть, если бы были верны тем христианским идеалам, к которым он шел.

Архиепископ Макарий, президент Кипра, умер 3 августа 1977 года

«Я принял новость о трагической смерти архиепископа Макария с глубочайшей скорбью. Его жизненная борьба за настоящую политическую независимость Кипра, за социальное и религиозное правосудие для всех людей и его личная служба человечеству не прошли даром. Множество людей запомнят его на долгие времена. Те благородные идеалы и универсальные принципы, ради которых он жил, останутся попутным светом для всего мира. После его ухода из жизни, Кения потеряла незаменимого друга». (Мзи Джомо Кеньята, президент Кении).

По материалам Internet.
Перевод с английского Кита Сергея, студента 2 курса Духовного училища

[Вверх]