НАЗАД
Недобрый глаз поглядел на нас
1. Неверными шагами.
Пока в Эдемском саду стояло нетронутым древо познания добра и зла, человек все движение своей души устремлял Богу, и прилагал попечение более о славе Божией, нежели об устроении своего личного счастья. Да и быт его в те райские (вот уж воистину!) времена был необременительно прост. Однако, со временем как запретный плод был сорван, и человек пожелал своими силами возместить горестную утрату благодатной жизни, у него появились собственные интересы, которые вызвали на свет новые, неведомые ему прежде, чувства соперничества и зависти. Чувства эти легли в основу первого конфликта, и первой их жертвой стал Авель, павший от руки единокровного брата.
2. Два пути.
Любые земные конфликты вообще, имеют изначально в динамике своего развития два пути: они либо решаются за круглым столом мирных переговоров, либо изживаются путем ущемления интересов слабейшей стороны. Причем те, кто избрал этот путь, заканчивают обычно кровавыми войнами и убийствами. В поисках силового превосходства люди неизбежно стремились привлечь на свою сторону силы мира незримого. Однако, с тех пор, как дети Адамовы перестали видеть в небесах Бога Творца - Вседержителя, их взоры обратились на богов, снующих в поднебесье.
Голгофская жертва Спасителя преломила ветхозаветное миросозерцание и, если войн на земле и не убавилось, тем не менее, человечество хотя бы идеологически признало гибельность этого пути, и на своих знаменах начертало слова о мире и единстве. Как водится, не остались в стороне и боги.
Соблазн собрать их воедино, раскурить "трубку мира" и пустить ее по кругу, оформился в виде идеи о вселенской мировой религии, которая погасит пожар религиозных войн и обеспечит всеобщее примирение.
В среде разделенных христианских сообществ эта идея получила даже свое особое название - "экуменизм", которое ей присвоил в 1910 г. некий Джон Мотт, стоявший у истоков одноименного движения.
3. О чем разговор?
Если говорить об истории термина, то "экуменой" в понимании Древней Эллады называлась "заселенная земля", т.е. мир известный и обитаемый, в противоположность неисследованным странам варваров, пустыням и океану. К эпохе Константина Великого, когда границы Римской империи совпадали с границами распространения Церкви, термин "экуменико" ("вселенский") давался как почетный титул епископам двух столиц - Рима и Константинополя.
Если впоследствии западный мир стал понимать вселенскость Церкви более в смысле христианской всеобщности, возможного универсализма, то Восточное христианство склонно было видеть вселенскость Церкви там, где между христианами было единение в вере и Таинствах. Для более точного определения было найдено понятие "соборности", выражающее полноту хранимой Церковью истины.
4. "Вавилонская башня" - 2.
В настоящее время словом "экуменизм" принято обозначать весь комплекс межконфессиональных взаимоотношений. Его обычно разделяют на:
1) экуменизм христианский, который ставит своей конечной целью объединение различных христианских конфессий, и
2) нехристианский или общерелигиозный, стремящийся к установлению взаимопонимания между христианством и нехристианскими религиями, их сближению объединению и созданию на их базе Вселенской универсальной религии и Церкви.
Если говорить о христианском экуменическом движении (ЭД), то первым шагом в его становлении стала "Всемирная миссионерская конференция", прошедшая в 1910 году в Эдинбурге без участия православных представителей. Почти одновременно, в октябре 1910 г. на ежегодной конференции американской Епископальной Церкви в городе Цинциннати (США) была принята резолюция об образовании специальной комиссии для созыва всемирной конференции по вопросам веры и церковного устройства. Дату 19.10.1910 г. условно можно считать "днем рождения" ЭД, которое привело впоследствии его деятелей к возведению "вавилонской башни" - Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Решение о его создании было принято в мае 1938 г. на консультативной конференции в г. Утрехте (Нидерланды), а Ассамблея Всемирного Совета Церквей, состоявшаяся в 1948 г. в Амстердаме, по существу завершила процесс организационного оформления ЭД.
5. Встречное движение.
Попыткой ответить на вопросы, поставленные перед Русской Православной Церковью экуменическим движением, стало, состоявшееся в том же 1948 г. Московское Совещание глав и представителей Поместных Православных Церквей, в котором участвовала большая часть православного мира.
На совещании была признана неприемлемой для православных практика совместных молитв с инославными, в точном соответствии с буквой апостольских правил (пр. 10 и 15).
Причины отказа РПЦ от участия в ЭД, на Совещании усматривались в расхождении целей ЭД с учением Православной Церкви. Кроме того, было отмечено близкое сродство экуменической деятельности с другими современными… не церковными политическими, иногда - тайными международными движениями. (Во II томе материалов Совещания в текстах выступлений, как нашего представителя, - протоиерея Г. И. Разумовского, так и других, говорится о масонских истоках экуменизма). В 1946 г. французский масонский журнал "Тампль" писал: "… при возникновении первых экуменических конгрессов вмешательство наших англосаксонских и скандинавских братьев было определяющим…".
6. Оттепель на пороге.
Однако, начиная с принятия в июле 1950 н. на сессии ВСЦ так называемой "Токонской декларации" (Канада), для Православной Церкви открылась возможность вступления в ВСЦ без ущерба для своего вероучения. С этого времени позиция РПЦ в отношении к ЭД начинает постепенно смягчаться. Исчезают критические публикации со страниц "Журнала Московской Патриархии" (ЖМП), межконфессиональные контакты становятся более интенсивными.
В 1961 г., не без нажима советских властей, РПЦ примкнула к ЭД, вступив в ВСЦ на III Всемирной Ассамблее в Нью-Дели.
7. Окидывая взглядом…
Несмотря на некоторые, несомненно, добрые последствия этого шага, как для работы Совета Церквей, так и для самой Русской Церкви (большая открытость к диалогу с западным христианством, развитие русской богословской науки) в целом влияние нашей Церкви на ЭД можно признать мало результативным. Целый ряд негативных явлений, сопровождавших движение, не познал никаких перемен.
Несмотря на почти 35-летнее участие РПЦ в ЭД, инославные участники Совета Церквей не только не приблизились к пониманию православия, но еще больше удалились от него. За этот период протестантские, так называемые, "церкви" ввели у себя женское священство, рок-музыку за богослужением и даже стали венчать гомосексуалистов в своих храмах. И все это прямо или косвенно поддерживалось лидерами ЭД.
8. "Мы ждем перемен…"
Созванное по инициативе РПЦ и Сербской Православной Церкви Всеправославное Совещание в Салониках (29.04. - 01.05.1998 г.) пришло к выводу, что нынешняя структура ВСЦ неприемлема для православных и продолжение их участия в Совете возможно лишь при условии не просто реформирования, но изменения именно сути ВСЦ.
Общий обзор публикаций православной периодики по этому вопросу освещающих глобальные перемены в мире: создание новых национальных, религиозных и политических движений, таких, например, как "Организация Объединенных Религий" (ООР), поддерживаемая "фондом Горбачева" (последнего президента СССР); явление глобализации; медленное стирание гос. границ и т.д., отражает тенденцию видеть во Всемирном Совете Церквей (в том виде, в котором он ныне пребывает) такую организацию, которая вопреки своим рекламным заявкам, на самом деле лишь готовит почву для единой вселенской сверхрелигии, прямо враждебной христианству и приближающей сроки исполнения Книги Откровения о грядущем царстве антихриста.
В связи с таким ходом событий, свидетельство разделенному христианскому миру об Истине Православия, являющееся единственно оправданным предлогом участия РПЦ в экуменическом движении, может стать в ближайшие годы невозможным.
Пивторак Александр Леонидович,
преподаватель Духовного училища
ВВЕРХ
|