НАЗАД

Новая война или мир?

В ночь с 21 на 22 июня 1941 года, границы, хотя в то время СССР, но все-таки нашей Родины, перешли немецкие войска. Они шли под лозунгом освобождения от коммунистического рабства, на самом же деле принесли голод, смерть, разруху. Поэтому 22 июня навсегда запечатлелось в памяти нашего народа, как дата начала Великой Отечественной войны, день скорби и печали. Ровно шестьдесят лет спустя, в тот момент, когда мы все уже в который раз будем переживать этот трагический для нас день, к нам с визитом приезжает глава всего католического мира - папа Иоанн Павел II. Что принесет нам этот визит, новую войну или "мир"?

На протяжении многих веков, католическая церковь, во главе с епископом Рима, пыталась навязать свое учение Православной Церкви как единственно правильное. Неприятие этого учения со стороны православных сделало отношения между двумя Церквями недружественными. Такие отношения между Православной и Католической Церквями появились еще задолго до 1054 года, когда Западная Церковь из-за своих заблуждений официально была отделена от Единой, Соборной и Апостольской Церкви. Уже во времена Крещения Руси (988 г.) между Западной и Восточной Церковью существовала большая пропасть. Образовалась эта пропасть, прежде всего, из-за претензий Рима на главенство Римского папы в делах светской и духовной власти, а также в делах вероучения, что повлекло за собой искажение или полностью отвержения некоторых догм, принятых на Вселенских Соборах. В лице Римского папы весь католический мир видел главного вероучителя Церкви. Его полный титул: епископ Рима, наместник Иисуса Христа на земле, преемник князя апостолов, верховный понтифик вселенской церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства - города Ватикан. Попытки пап провозгласить себя непогрешимыми увенчались успехом только в 1870 году на Первом Ватиканском соборе на котором был принят догмат об их непогрешимости.

Католический Запад всегда хотел покорить себе Православный Восток. Сколько попыток воссоединения под владычеством епископа Рима было предпринято Западом, но это им так никогда не удалось и никогда не удастся. Ведь если бы на протяжении всей истории хоть одна из попыток увенчалась успехом, и католичество полностью поглотило Православие, то это бы означало, что католическая церковь является истинной. Но поскольку этого не случилось, и из истории мы знаем, что Православие, хотя и с большим ущербом для себя, но все-таки всегда выходило победителем из каждой такой попытки "воссоединения", то из этого можно заключить, что истина всегда хранима Богом, ведь Православие есть Истина. Разве Господь смог бы допустить, чтобы Его Церковь была уничтожена.

Первой попыткой такого "воссоединения" была уния 1438 года, которая вошла в историю как Ферраро-Флорентийская. Эта уния была предпринята со стороны Римского папы Евгения II Константинопольского патриарха Иосифа. В то время Константинополь был близок к падению. Вся могущественная былая империя теперь заключалась почти в стенах столицы, остальная же территория была под властью турецкого султана. Император и патриарх были вынуждены путем примирения с Римским папой просить помощи у Западных христиан. С этой целью и был созван собор, на котором путем подкупов и принуждения было подписано соборное определение о соединении Церквей. Единственно непреклонным, не соглашающимся не на какие уступки, так и не подписавший это соглашение был святитель Марк Ефесский. На этом соборе он произнес слова, которые должны быть подвигом для каждого Православного христианина: "В делах веры, никаких компромиссов не должно быть". В лице святителя Марка и горстки монахов, в то смутное время заключалось все Православие.

Только посмотрев на причины, побудившие к воссоединению Восточную и Западную Церкви в восстановлении древнего союза, можно сказать, что соединение это было незаконно, поскольку вызвано оно не искренним, святым желанием мира церковного, а корыстными целями, преследуемыми императором и папой.

Много гонений и всяческих притеснений придется претерпеть Православным христианам, пока Рим не загорится новой идеей создания еще одной унии, которая ничего хорошего не принесет, кроме разделения украинского народа на религиозной почве. Результатом такой идеи было создание в 1596 году Брестской унии. По своим масштабам она была по меньше своей предшественницы, потому что ее задачей было подчинение только Киевской митрополии Римскому папе. Такому положению дел способствовала религиозная ситуация, сложившаяся на территории нынешней Западной Украины. Эта территория находилась под владычеством иезуитской Польши, поэтому православные со стороны католиков претерпевали всяческие ущемления, привилегии православного духовенства были отменены. Не выдержав малейшего испытания и соблазнившись на восстановление равных с католическим духовенством привилегий, часть православного духовенства, уже давно настроенная прокатолически, при поддержке короля, выступила за унию. Таким образом, появились на свет греко-католики или как их еще называют - католики восточного обряда. Эти вероотступники, другого имени им нет, приняли полностью католическое учение и лишь оставили православный обряд. Сверху, дабы прельстить несведущих в этом и всецело доверившихся пастырю людей, все выглядит как у православных, а внутри, сама сердцевина, само учение - с червоточинкой - католическое. С момента создания унии и до наших времен, единственное, что отличало их от римо-католиков - восточный обряд, который сглаживается, поэтому трудно сейчас его назвать православным. Эти, так называемые попытки примирения Церквей только усугубили и без того не самые лучшие отношения между католиками и православными. Все они были вызваны простым желанием Римских пап, властвовать над всем христианским миром. Это желание, несмотря на все неудачи, не только не ослабло, но и заметно усилилось. Католический Запад от мысли подчинения Православного Востока, в особенности УПЦ, одним из самых многочисленных Православный Церквей. Именно с этой целью, летом этого года, была запланирована поездка папы в Украину, хотя официальная цель визита - посещение Украины, как главы Ватикана. Со стороны УПЦ, ее предстоятелем Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) было направлено послание, в котором говорилось, что "в случае визита Вашей Святости в Украину в предложенные сроки, между нами встречи не будет, и ни один с клириков нашей Церкви не примет участия в программе поездки". В послании также говорилось, что "если в ходе визита состоится встреча папы с кем-то из раскольнических лидеров (УАПЦ и УПЦ КП), особенно с лжепатриархом Филаретом, анафематствованным нашей Церковью, то это может повлечь за собой неблагоприятные последствия в отношениях между Римо-Католической Церковью и православными". Отказавшись от перенесения визита, Папа продемонстрировал свое отношение к Православной Церкви.

По сведениям греко-католической газеты "Нова зоря", 2000, число 49 (419) "две другие Православные Церкви Украины высказались на пользу папского визита, в отдельности Патриарх УПЦ КП Филарет сказал, что рад встретиться с Папой, когда тот посетит Украину". По мнению газеты УАПЦ за декабрь 2000, №12 (152) "Наша віра" "возможны осложнения с Киевским Патриархатом и УАПЦ, поскольку вопрос каноничности еще решается.. Тяжело сказать, какую позицию займет Папа "относительно Церквей канонически не устоявшихся".

Своим совместным служением с греко-католиками ("Нова зоря", число 28-29 (398-399)) и заявлением о встрече с Папой во время его визита на Украину, лжепатриарх Филарет открыто проповедует идеи экуменизма, что для нас, православных христиан неприемлемо.

Этими действиями он перечеркивает всю тысячелетнюю историю противодействия навязчивому католицизму, делает все подвиги святых, боровшихся за чистоту Православия - бессмысленными, никому не нужными. Его действия можно объяснить только тем, что будучи анафематствованными, он лишился благодати Св. Духа "просвещающаго и освящающаго вся сущия во тьме", а, значит, его действиями руководит вечный поборник Святой Церкви - сатана.

К Архиерейскому Собору РПЦ было направлено много обращений православных граждан Украины, в которых говорилось: "не допустить отделение УПЦ от РПЦ и объединение с автокефалами и филаретовцами", потому что это приведет к латинизации и отступления от Святаго Предания, экуменического единения с неправославными, и, вообще, принятию религии антихриста".

В истории человечества известно много примеров, когда, вооружившись мирными лозунгами, творилось зло и беззаконие. Нынешний приезд Папы может только разжечь сильнее огонь вражды между православными и католиками обеих обрядов, и усугубить, без того пока, что непреодолимый раскол на Украине. В сложившейся ситуации легко может вспыхнуть межконфессиональная война, которая может привести к плачевным последствиям.

Мы надеемся, что УПЦ станет на защиту нашей Святой веры, и не пойдет не на какие компромиссы с теми или иными политическими силами - чтобы не было нового кровопролития, потому что в многовековой истории Украины известно много событий, когда в борьбе за Православную веру погибали тысячи людей.

Но, несмотря на все существующие преграды, объединение с христианами, которые до этого времени были отделены от Православной Церкви - возможно, но возможно лишь тогда, когда полностью принимаются другой стороной православные догмы, обычаи и традиции.

В завершение хочется привести прекрасные слова из книги митрополита Полтавского и Кременчугского Феодосия "Православ'я та протестантизм": "Православие - это не только чистое, преданное, не перекрученное Христово учение, это, вместе с этим, и душа нашего народа: не будет этой души - не будет и Украины… Поймите это украинцы! Не дайте себя обмануть!"

Дроздов Александр,
студент ІI курса Духовного училища.

ВВЕРХ