НАЗАД
Место клироса в церковной службе
"Перед Богом молитвы и пенье,
Да будут речью совсем простою,
Лучше с любовью малое моленье,
Чем великое с тяготою".
Богослужебной пение является неотъемлемой составляющей Церковной службы. Весь богослужебный цикл П.Ч., начиная с небольшого молебна и вплоть до Божественной Литургии, сопровождается пением.
Церковь поет всегда: поет, когда радуется; поет, когда скорбит; поет, прославляя Бога и, наконец, поет, прося Его о чем-либо. Но поет, в истинном понимании этого слова, на службе не весь народ, стоящий в храме. Для этого великого, Богом установленного, благодатного и ответственного дела предназначаются лишь избранные, посвященные люди, которых Мать-Церковь, посредством своих священнослужителей, благословляет петь. И поют эти рабы Божьи не просто, где им вдумается. Для этого служат специально отведенные места в храме Божьем - клироса. В алтаре священник молится "о всех и за вся", а певчие, стоящие на клиросе отвечают на прошения иерейских молитв от имени всего народа - того бесчисленного множества людей, наполняющих храм. От того, как споет хор, будет зависеть молитва верующих, ибо люди, в большинстве своем не знают богослужебных текстов: антифонов, стихир, тропарей. Поэтому пение должно быть понятным с четким произношением каждого слова, чтобы слово это слышал не только человек, стоящий возле клироса, но и та бедная убогая старушка, которая еле пришла в храм с палочкой, чтобы помолиться, но не идет в зал, а кротко, со смирением стоит в притворе.
Более того, тексты песнопений должны петься так, чтобы они не просто доходили до слуха людей, а даже более того - падали в почву сердечную, прорастали и впоследствии давали спасительные плоды.
Пение должно располагать верующих к молитве, а не отвращать от нее. Пение с клироса призвано врачевать израненные души людей, успокаивать, призывать к добру, мирить между собой людей.
Более всего этого, пение обязано единить всех верующих между собой и это единство непременно должно иметь духовную основу. Богослужебное пение призвано вывести человека из тьмы и наставить его на путь истинный. Все эти задачи, поставленные перед Богослужебным пением, будут выполнены только лишь тогда, когда каждый человек, стоящий на клиросе, ощутит святость этого места, и поймет, что оно имеет поистине Богослужебное употребление. Раньше стоять на клиросе имели право далеко не все. Это право нужно было заслужить ценой многих трудов и подвигов благочестия. В результате, в хорах пели действительно посвященные, благочестивой и духовной жизни люди, которые пели не потому, что их кто-то заставлял и совсем не потому, что за это платили деньги, а потому, что они достигали такого уровня духовной жизни, при котором было просто невозможно не петь". Люди пели от переизбытка благодати. Поэтому пение их было ангелоподобным и оказывало благодатное действие на молящихся: успокаивало, наставляло на путь истинный, умиротворяло. И все это достигалось даже при исполнении несложных произведений.
В наше же время на клироса попадают все у кого есть хороший голос и слух, независимо от того, имеет ли тот или иной человек необходимые духовные данные, без которых богослужебное пение превращается просто в исполнение концертных произведений: смирения, доброты душевной, молитвы и т.д.
Наше современное пение, в большинстве своем, утратило былое ангелоподобие, потому что люди, из уст которых оно льется, перестали вести ангелоподобный, благочестивый образ жизни. Многие из них уже не ощущают святости храма, клироса и что самое страшное - иногда относятся к Богослужебным песнопениям, как к произведениям, которые нужно просто красиво спеть. Но эта внешняя красота, которая не имеет духовной основы и осмысленности, не имеет веса перед Богом. Более того, это внешне красивое пение не облагораживает души людей, не сеет доброго семени, не врачует сердца, не приносит плодов веры и благочестия. А ведь все должно быть наоборот. Иначе, зачем же мы тогда поем? Для кого поем? Более того, каждый человек, стоящий на клиросе, должен задуматься над тем, не является ли его пение соблазном, камнем преткновения мешающим другим людям идти по пути ко спасению.
Горе нам, если мы этого не ощущаем, а не ощущаем потому, что не осознаем, что место (т.е. клирос), на котором мы простаиваем целые службы, "свято есть".
Каждый раз, когда в нашем сердце попытается поселиться небрежное отношение к клиросу или к пению вообще, мы должны сразу же вспомнить слова Господа, обращенные к Моисею: "Сними обувь твою, ибо место, на котором ты стоишь, свято есть".
И только когда мы поймем это, и будем жить в Боге и с Богом, наше пение станет поистине Богослужебным и ангелоподобным и люди, внимая словам этого пения, не будут отвращаться от веры и Церкви, а, наоборот, будут всегда прославлять и благодарить Бога, ему же слава во веки веков.
Андрущенко Александр,
выпускник Духовного училища 2001 года
ВВЕРХ
|