Глагол Времен :: Архив №1(6)

  Назад

Глаголъ Временъ, № 1 (6) 2001 г.

На этой страничке расположены некоторые статьи из номера 1 (6) за 2001 год, написанные студентами училища:


Зачем учатся в Духовной школе?

Так случилось, что все мы с вами, студенты Духовных школ, находимся сейчас на самом видном месте в обществе нас видно, как на ладони. На нас глядят отовсюду и не просто глядят, а пытаются рассмотреть, увидеть со всех сторон, чтобы составить свое мнение об увиденном. И мнения эти бывают разные. Если, например, люди, которые готовы в любой момент перекреститься и сказать: "Слава Богу", только за то, что есть такие прекрасные люди, которые создают Духовные школы, что, есть такие замечательные дети, которые идут учиться в эти школы. Эти люди считают, что студенты Духовных школ честнее, благороднее, благочестивее, духовно богаче других. Они думают, что именно они своими чистыми молитвами Богу смогут как-нибудь повлиять на нашу тяжелую жизнь, что именно своими светлыми умами смогут изменить что-нибудь к лучшему. Вот и молятся эти люди слезно, и в молитвах своих просят у Бога, чтобы он дал нам все необходимое для того, чтобы получить духовное образование и стать пастырем. Но, к сожалению таких людей сейчас очень мало. Гораздо больше тех, которые ненавидят, не любят нас, злословят, ругают, и осуждаю нас. Есть много таких людей, которые высказывают неуважение и пренебрежение по отношению к нам только за то, что мы, как они говорят, поступили в Духовную школу, за то, что мы когда-то станем "попами" и будем обманывать простых людей, за то, что на те последние гроши, которые бедные бабушки будут отрывать от себя и приносить в церковь "Во славу Божью" мы будем строить себе частные дома, делать евроремонты в квартирах и покупать иностранные автомобили, за то, что мы когда-то одевшись в шелковые рясы и нацепив на себя кресты с изумрудами и сапфирами, будем прогонять с церковных папертей нищих и бездомных, за то, что мы будем самовольно брать деньги с церковной казны для того, чтобы у нас дома на столе всегда была красная икра и другие деликатесы, за то, что став "попами", мы будем пить водку, блудить и ругаться бранными словами, несмотря на то, что на нас будет висеть иерейский крест, и наконец за то, что мы став "попами", перестанет чувствовать боль и понимать нужды других людей, будем видеть в этом мире лишь себя и жить только для себя.

Что же делать? Как нам с вами, дорогие студенты Духовных школ, доказать этим людям, что пришли мы в церковь не ради собственной выгоды, что учимся мы для того, чтобы потом не только брать, но и отдавать, что служить мы будем не себе, а Богу, и не только ради себя, но и ради других людей? Как доказать этим людям, например, то, что мы не побоимся со своими матушками пройти пешком по глубокой грязи и лужам через все село сквозь ветер и дождь только для того, чтобы достойно проводить в последний путь бедную, убогую старушку, у которой в последние дни не было денег даже на кусок хлеба? Как доказать этим людям, что мы будем крестить всех младенцев независимо от того, ходят их родители в красивых меховых шубах или просят на пропитание на церковной паперти?

Как, скажите пожалуйста, доказать им то, что человек для нас не просто объект, который мы будем использовать в своих целях, а самое ценное из всего того, что создал Бог. И наконец, как доказать этим людям, что мы пришли в церковь, чтобы жить в ней полноценной христианской жизнью, а не паразитировать на ее святом теле? Словами это сделать невозможно, так как люди очень озлобились в последнее время. Единственное, что нам остается, доказывать все это своим личным примером добродетельной, благочестивой жизнью во Христе. Но для того, чтобы научиться жить так, недостаточно просто закончить среднюю школу и почувствовать себя взрослым. Для этого нужно пройти высшую школу — школу жизни. Для того, чтобы научиться жить добродетельной, жертвенной жизнью ради других, нужно многое претерпеть, многое увидеть собственными глазами и многое почувствовать на своей шкуре. Нужно пройти через горнило искушений. И только тот, кто пройдет через него достойно и донесет ту маленькую искорку веры и благочестия, с которой он вошел, до конца, станет истинным пастырем, способным светить миру и указывать заблудшим путь ко спасению. И вот, дороги студенты Духовных школ мы с вами по воле Божией сподобились войти в это горнило, поступив в Духовную школу. Следует сразу же заметить, что пришли мы сюда не ради того, чтобы приятно провести время, хорошо поесть и поспать. Мы пришли сюда для того, чтобы учиться, но учиться не только богословским наукам, но и самой жизни христианской.

Как мы здесь научимся жить, так будем жить и потом, так будет учить жизни и других. Если мы сейчас не научимся любить молитву, то не полюбим ее и потом. Тогда как же будем воспитывать эту любовь в других? Если мы не научимся, здесь молится; молиться, а не простаивать кое-как по 15 мин. утром и вечером, переминаясь с ноги на ногу с мыслью: "Но когда же это кончится?" — не будем мы молиться и потом. Тогда как будем учить этому других людей?

Если мы здесь не научимся понимать богослужение, не поймем его и потом. Тогда как объясним его другим? Не научимся в стенах Духовной школы каяться — каяться, а не механически перечислять названия грехов на исповеди, не покаемся и в самостоятельной жизни. Тогда как же будем воспитывать это чувство в других людях.

Если за это время мы не научимся любить ближнего, то на протяжении всей жизни у нас будут недруги и враги, а если так, то как же мы будем учить любви других.?

Не научимся здесь бороться с искушениями и страстями, потом всю жизнь будем уязвляемы стрелами дьявольскими; а если будем сами рабами греха, то, как будем учить бесстрастию других? Если здесь не научимся достойно переносить нужды и скорби, то не сможем потом воспитывать терпение в других людях.

Одним словом, если мы не научимся здесь жить по христиански, не научимся этому и потом, а если сами не будем способны жить достойно, то как же будем тогда светить миру и указывать блуждающим во тьме кромешной путь ко спасению, а если не сможем спасать себя и других приводить ко спасению то что же мы тогда хотим от Духовной школы и вообще от жизни?

Слишком много сейчас приходиться слышать осуждений в адрес некоторых батюшек и матушек. Уже привычными стали слова о том, что: "Тот батюшка Библии не знает, а тот службу ведет, как попало, а этот водку пьет, а он тот блудит".

А что говорят о наших матушках: "Посмотрите, в каком она пальто пошла, нищему и копеечку боится дать, а вон там, на клиросе прихожанам косточки перемывает, а вот эта ради денег на службу ходит". И многое другое.

Стоит серьезно задуматься, откуда берутся такие матушки и батюшки? А выходят они оттуда же, откуда в свое время предстоит выйти и нам — из Духовных школ.

Стоит серьезно задуматься над тем, какими будем мы с вами, какой пример будем подавать другим людям. Не станет ли каждый из нас соблазном для других? Не явимся ли мы камнями преткновения, перекрывающими людям путь в церковь и вместе с тем к Богу.

Все мы с вами рано или поздно закончим Духовную школу, откроем дверь и выйдем из нее. Перед нами появиться еще одна дверь, ведущая в самостоятельную жизнь. Но перед тем как открыть эту дверь, каждый из нас должен хорошенько подумать, как он хочет жить. Мы можем жить богато и роскошно, можем жить весело и беспечно, а можем жить благочестиво и добродетельно. Выбор у нас большой, но выбрать мы должны что-то одно. После того, как мы сделаем этот выбор, нужно открыть двери и ступить на жизненный петь. И вот как только мы сделаем по этой стези первые шаги, столкнемся с первыми сложностями и препятствиями, тогда-то мы, наконец, поймем, зачем нам нужно было провести несколько лет в Духовной школе.

Вот тогда-то те из нас, которые провели это драгоценное время с пользой, используя каждую минутку во славу Божию, будут с благодарностью вспоминать эти золотые годы учебы. Те же из нас, которые провели это время с небрежением, не радея о собственном образовании, будут винить своих родителей за то, что отдали их туда и Бога, за то, что не уберег от этого.

Потому-то, дорогие студенты Духовных школ, и не пустил нас Господь сразу в самостоятельную жизнь, а благословил нам несколько лет пожить в Духовной школе, чтобы мы за это время хорошо подумали, чего мы хотим от жизни и решили, как нам жить: богато и роскошно, весело и беспечно или добродетельно и благочестиво.

Подумать нужно хорошо, чтобы сделать правильный выбор, чтобы потом никого не обвинять в том, что судьба сложилась так, а не иначе. Да и некого будет винить, потому что виноватыми будем с вами именно мы.

Вот и подумаем хорошенько, а помогут нам в этом слова известного православного богослова архимандрита Киприяна (Керна), сказанные им когда-то студентам Свято-Сергиевского богословского института: "Дорогие братья и сестры! Мы с вами приблизились к тайне, перед которой ангелы Божии закрывают свои лица крыльями. Подумаем хорошенько, действительно ли мы желаем идти по пути, который выбрали? Еще есть время одуматься".

А. Андрущенко, студент IІ курса Духовного училища

В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ


Кормчий корабля Русской Церкви. Патриарх Иов

В старинных греческих рукописях, хранящихся в одном древнем греческом монастыре, датируемые VIII-IX в.в., ученый русский монах обнаружил пророчества о судьбе Православной Церкви. Кому принадлежат эти рукописи неизвестно, но, судя по содержанию, можно сделать вывод — что они принадлежат людям, жившим пред лицем Божиим. Содержание их выстраивает стройную последовательность, и проливает свет на будущее, исходя из прошедших промыслительных действий Божиих, относительно богоизбранных народов. После того, как еврейский народ, предав на муки и позорную смерть своего Мессию и Искупителя, потерял свое избранничество, скипетр избранного народа переходит к эллинам. Пытливый ум которых проникает в самые глубины миропознания. Восточные отцы Церкви отточили христианские догматы и создали стройную систему христианского вероучения. Однако построить гармоничную общественную и государственную жизнь им не удается. Византийские императоры не сумели создать симфонию Церкви и государства, и скипетр Православного Царства выпадает из их ослабевших рук. И вот Господь избирает свой народ в третий раз. В пророчествах, которые были написаны за 150-200 лет до крещения Руси в Палестине, говориться, "что появится этот народ на севере, и всем сердцем примет христианство, будет жить по заповедях Христовым, и прежде всего, искать Царства Божия и правды". Действительно, в конце Х-го столетия христианство распространяется в Русских землях, и объединило разрозненные междуусобными распрями княжества. Отныне русские князья помазываются на княжество предстоятелями Русской Православной Церкви. Постепенно получает развитие и расширение монашеское общежительное устройство. Монастыри становятся центром здания и просвещения, и царство возрастает, в своем могуществе опираясь на Церковь. Но утверждение и избранность, согласно предопределению Божию, выраженном в пророчестве происходит в XVI-м, XVIII-м столетиях.

Со второй половины XV-го столетия, Византия и весь Православный восток, находится под мусульманским игом. Восточная Церковь под влиянием насилия турок, сокращается в своем количестве. Восточные патриархи в своей церковной деятельности, сильно были стеснены деспотизмом турецких властей. Русская Церковь же своим внутренним и внешним развитием достигла полной зрелости, и была вправе стать на равне с восточными патриархатами, что и произошло в конце XVI-го столетия. Вопрос о Российском патриаршестве, впервые был поставлен перед восточными патриархами — царем Федором Иоанновичем в 1586 г. Согласие было получено через два года от всех восточных патриархов. Летом 1588-го года в Москву прибыл Константинопольский патриарх Иеремия-П, для учреждения патриаршества на Руси и поставления первого патриарха русского. предопределению Божию, выраженном в пророчестве происходит в XVI-м, XVIII-м столетиях.

26-го января 1589 года, в Успенском соборе Кремля в блеске золота, серебра и драгоценных каменьев, в сиянии множества светильников при огромном стечении народа во главе с Федором Иоанновичем — самодержцем единственного в мире могучего православного Русского царства, совершалось поставление первого русского патриарха и тем самым учреждалось патриаршество в России… Это представлялось как закономерный и глубоко символический акт наследия Русской землей церковного значения и славы древней Византии, подпавшей под гнет ислама Османского государства. Так исполнилось пророчество о третьем богоизбранном народе, унаследовавшем правоверность исповедания христианства во всей его чистоте и величии. Первый период патриаршества продлился до 1700 года, и обьемлет собою весь XVII-й век. Это эпоха глубинного коренного перелома русской жизни, который с поразительно прямой логикой приводит к "семнадцатому году", а таким образом к настоящему и будущему Русской Православной Церкви. При учреждении патриаршества на Руси, Константинопольский патриарх Иеремия-П, отметил, что в виду того, что Константинополь находится в обладании безбожных турок, великое Российское царство — превзошло благочестием все прежние царства. Они соединились воедино — Московское царство и один русский царь теперь именуется христианским царем во всей вселенной.

Первый патриарх Иов, был родом из посадских людей города Старицы, он рано стал подвизаться в Старицком монастыре. В 1556-м году был возведен в сан архимандрита по указанию — Иоанна Грозного, был настоятелем вначале (1571 год) — Симонова, а позже (1575 год) — царского Ново-Спасского монастырей. В 1581-м году, возведен в сан епископа и поставлен на Коломенскую кафедру затем в 1586-м году переведен на Ростовскую кафедру, в сане архиепископа и в том же году, поставлен митрополитом Московским и всея Руси. Всех удивляло его богослужение. Оно отличалось не только чинностью и благочестием, но и тем, что Иов наизусть служил литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого, чин великого освящения воды на Богоявление, даже все пространнейшие коленопреклонные молитвы праздника Троицы читал наизусть… Иов был человек глубокой молитвы, доброго православного подвига и выдающихся личных способностей.

При патриаршестве Иова, произошло убийство царевича Димитрия (1591 год). Подозревали, что это дело рук Бориса Годунова, но правительственная комиссия во главе с Василием Шуйским это отрицала, и патриарх так же поддержал эту версию. После смерти в 1598-м году царя Федора Иоанновича, царского наследника не оказалось, т.к. единственный наследник был царевич Димитрий. Патриарх поддержал Бориса Годунова, избранного новым царем. В русском обществе многие считали этого царя — "незаконным". И как раз в то время после ряда неурожайных лет, воспринимавшихся как Божие наказание за допущенное беззаконие, в России свирепствовал страшный голод. Надвигалась смута, и страна постепенно погружалась в хаос. В этом хаосе, в 1603-м году, явился Лжедмитрий-I. Самозванец обьявил себя "царевичем Димитрием" — законным царем, чудом спасшимся в 1591-м году от рук убийц. Появился он с Польши и его поддерживала не только польская знать, а и папа Римский, видевший в нем средство приведения русского народа в лоно католической церкви.

Патриарх Иов в своих устных проповедях и посланиях по епархиям, обличал Лжедмитрия, как самозванца, указывал на то, что король Сигизмунд-Ш использует самозванца для попрания на Руси православной веры, и повелевал анафемамствовать Лжедмитрия. Однако народ и духовенство, не вняли увещеваниям патриарха, т.к. хотели, по их мнению, восстановить законного царя. В 1605 году, умер царь Борис Годунов, и по мере приближения Лжедмитрия к Москве нарастал бунт среди русского народа. В том же году бунтовщики разнесли патриарший двор, и ворвались в Успенский собор в Кремле, где побили патриарха Иова, но оставили в живых. Большинство русских архиереев, не смотря на увещевания патриарха, признали Лжедмитрия законным царем. К их Собору Иов обратился с просьбой удалиться в Старицкий монастырь и получил разрешение. Лжедмитрий поставил патриархом выгодного ему архиепископа Игнатия. 3-го декабря 1605 года кардинал Боргезе писал из Рима папскому пунцию в Польше Ронгони, что Игнатий готов на унию. Игнатий венчал на царство самозванца, одновременно совершая его бракосочетание с Мариной Мнишек, и поддерживал все прокатолическое настроение самозванца и "Маринки", в частности латинские богослужения иезуитов, в отведенном для них доме в Кремле.

Все это послужило основной причиной свержения самозванца и Игнатия, в 1606 году 17-го мая Лжедмитрий был убит, а Игнатия просто заточили в Чудовом монастыре за измену вере и отечеству. Василий Шуйский стал царем, партией которого, был свергнут Лжедмитрий. Он сразу позвал законного патриарха Иова занять Московскую кафедру, но патриарх отказал, т.к. был очень стар и почти ослеп. Иов благословил на избрание митрополита Казанского Гермогена. 20-го февраля 1607 года, в Успенском соборе Кремля, принес публичное покаяние патриарх Иов, он покаялся в том, что скрыл от народа, что царевич Димитрий был убит "умыслом Бориса Годунова" и призвал к покаянию всех. Вскоре 19-го июня 1607 года он мирно отошел к Господу, в том же Старицком монастыре, где и начинал в юности свой духовный подвиг.

Патриаршество Иова ознаменовалось не только великими потрясениями, но и важными церковными деяниями. Были канонизированы: Василий Блаженный, Иосиф Волоцкий, казанские святители Гурий и Варсонофий, также Антоний Римлянин, Корнилий Комельский. В канонизации святых патриарх Иов видел дальнейшее умножение славы Русской Церкви. В 1591 году были перенесены мощи святителя Филиппа Московского из Тверского Отроча монастыря на Соловки, и ему установлено празднование. Мощи святителя Германа Казанского были перенесены в Свияжск.

А. Левченко, студент ІІ курса Духовного училища

В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ


Красногорський монастир: гармонія і дух старовини

Дві тисячі років тому Син Божий явив себе світові, щоб "кожен хто віруватиме в нього мав життя вічне". Ісус Христос свідчив про істину і багато людей приходило слухати його. Слова його були справжнім джерелом життя і тому великі натовпи людей ходили за Христом по всій Іудеї та Галілеї. І коли він в"їзжав у Єрусалим, то натовп кричав йому "осанна" і клав під ноги пальмові віття. І хоч Ісус Христос був справжнім світлом та безмежною радістю для світу, та вже через деякий час люди несамовито кричали "розіпни його". "Світ полюбив більше темряву ніж світло, бо діла його були злі" ( ). Після гріхопадіння зло так вкорінилося на Землі, що людська природа була безсильна перед ним. Ісус Христос зруйнував таку велику владу диявола і, своїм власним життям, показав дорогу до життя вічного. Після себе він залишив свою Церкву, в якій і по нині перебуває Дух Святий: "Я вблагаю Отця і Він дасть вам іншого Утішителя, щоб перебував з вами повік. Духа істини, Котрого світ не може прийняти, бо не бачить його і не знає його; а ви ж знаєте його, бо Він перебуває з вами і буде у вас" (Ио 14:16-17).

Коли на апостолів зійшов Дух Святий, то вони стали Церквою Христа. У апостолів було багато учнів та послідовників і, незабаром, вони розійшлися майже по всій Європі, і там, де "осідали", вони утворювали Церкви. Спочатку, Церква була зібранням віруючих. Перші християни збиралися в якомусь місці і там зближали свої душі і серця з Богом. Кожного року вони "вкушали тіло Христове і пили кров Спасителя". Таким чином, першими Церквами називалися групи людей, які були об"єднані Духом святим і вели подвижницьке благочестиве життя. Та коли християнство, як релігія, було признане у світі, християни почали будувати дерев"яні та кам"яні церкви. Пройшло багато століть. Християнство поширилося по всьому світі і тепер голос спасіння лунає майже з кожного куточка нашої Землі. Україна стала тим місцем, де Церква Христова пустила глибокі коріння. Вона переживала тяжкі, сумбурні часи та все-одно не могло затьмарити світла істини, яке перебуває в ній. Осередком духовності нашої землі є монастирі, в яких джерело життя б"є безупинною течією.

Один з них Красногорський монастир, який знаходиться на окраїні провінційного містечка Золотоноша, що на Черкащині. Чотири століття тому, Матір Божа явилася одному ченцю із Константинополя і повеліла йому йти у ці краї. Смиренний монах прибув до того місця, де тепер знаходиться монастир і оселився в маленькій печері. Біля печери знаходився великий пагорб, який був покритий дикими кущами. У період цвітіння ця рослина пускала безліч квіточок і тому весь пагорб був залитий червоним цвітом. Пізніше народ прозвав його "Червоною гіркою". Подвижницьке життя монаха стало відоме одному благочестивому козаку, який володів цими землями. Козак подарував цю місцинку монахові і, незабаром, люди почали приходити сюди і утворили невелику общину. Українське козацтво допомогло їм побудувати спочатку дерев"яну церкву в ім"я великомученика і побідоносця Георгія, а потім інший храм в ім"я Покрова Пресвятої Богородиці. Це відбулося між 1630-1687 роками. Першим ігуменом монастиря був Йосиф, який керував Обителлю до глибокої старості. Монастирський синодик зберіг для нас імена і інших Красногорських ігуменів: Ітіль, Гавриїл, Рафаїл, Герман, Софроній, Дамаскін, Досі фей. З особливою любов"ю Обитель почитає видатного подвижника благочестя і насельника Красногорського монастиря святителя Софронія, який пізніше став єпископом Іркутським. Він народився 25 грудня 1704 року, а в 1727 році поступив послушником в монастир, де настоятелем тоді був його старший брат. В 1730 році майбутній святитель прийняв монашеський постриг, а ще два роки по тому інок Софроній був посвячений в ієромонахи. В цьому сані він ніс послух казначея, архієрейського економа, виконував і настоятельські обов"язки. Буваючи по справах архієрейських в Санкт-Петербурзі він звернув на себе увагу в Святішому Синоді, і в 1742 був викликаний в столицю для поповнення Александро-Невського монастиря, де він незабаром став намісником. Через 11 років він став єпископом Іркутським і здійснював свій нелегкий подвиг на цій Сибірський землі до кінця свого земного життя. Та він ніколи не забував про Красногорську Обитель, де пройшла його молодість. Він висилав необхідні кошти для монастиря, на які в 1771 році був збудований величний Преображенський, Софронієвський Собор, який і по нині є окрасою нашої Золотоніщини. Відчуваючи погіршення здоров"я Святитель Софроній хотів повернутися у свій рідний Красногорський монастир на старості літ. Але його мрія не здійснилася. 30 травня, на другий день Пасхи, він преставився. До 1790 року монастир був чоловічим. В 1786 році після ряду царських указів про відібрання монастирських земель і можливого скорочення числа ченців Красногорська Обитель потрапила за штат. Але в такому стані вона пробула не довгодо 1790 року, коли, по указу Святішого Синоду, на її місце був переведений із Києва Іоанно-Богословський жіночий монастир. З тих пір, більш ніж двісті років, Красногорська Обитель існує як жіноча.

Після революційних подій і приходу до влади комуністичної партії Красногорський монастир постиг участі багатьох інших російських монастрів. В 1922 році він був закритий. Але то ще було не все. "На кануні" другої світової війни другого квітня 1941 року був зруйнований Преображенський красень-собор: були зняті купола, вікна, двері, іконостас,-залишилися тільки голі стіни. Та милість Божа не залишила храм в запустінні. Ще під час війни монастир знов був відчинений і 3 листопада 1941 року в храмі була відслужена перша Божественна Літургія. Ігуменья Іларія, яка керувала монастирем з 1969 по 1989 р.р., дуже хотіла відбудувати Преображенський собор. Але тільки в 1988 році він був переданий обітелі і стало можливим отримати дозвіл на його ремонт. З благословіння матушки Іларії почалися роботи по відновленню собора, які були закінчені через три роки. Храм був освячений в 1991 році при ігуменії Августі. Преображенський "Софронієвський" собор набув своєї колишньої краси і ось уже майже десять років його нові купола та сріблясті хрести височіють на великому пагорбі золотоніської землі. На сьогоднішній день настоятельниця монастиря — матушка Агнія. В обителі проживає до 100 сестер. Всі вони живуть одною духовною сім"єю і виконують послухи, які назначаються ігуменією. Всі роботи виконуються сестрами. Вони обробляють три гектара землі, готують дрова на зиму, проводять ремонти будівель, готують їжу, шиють, держать пасіку, читають і співають за богослужінням в храмі. На відміну від багатьох інших монастирів у Красногорській Обителі проживає більше старих монахинь ніж молодих. Та, незважаючи на вік, вони намагаються виконувати свої посильні труди. Молоді монахині говорять, що в Обителі відчувається дух старовини. В них немає світла. Темними зимовими вечорами вони роблять всяку роботу і моляться при пломеніючих воскових свічках. Монастир знаходиться на безлюдній окраїні міста і тому в будень дуже мало мирян ходить між сестрами. Це дозволяє їм ходити в старій поношеній одежі і більше думати про красу душі. На території монастиря стоять низенькі хатинки з маленькими віконцями. Сестри черпають воду з глибоких криниць, котрі також чимось нагадують старі часи. В Обителі відчувається дух древності. В той час як наш світ щодня "прогресує" та змінюється, Красногорський монастир залишається таким же, яким його описували наші давні предки. Перш за все це допомагає сестрам уникнути тих спокус, які принесло з собою останнє століття. За високими стінами царить своє життя, яке "від світу цього".

Красногорський монастир має своїх небесних покровителів. Сестри говорять, що особливо відчувається покров Божої Матері. Вона, як любляча мати, призвала всіх насельниць Обителі з різних куточків нашої країни на служіння Богові в цей монастир. Кожного дня сестри читають акафісти Божій Матері і просять, щоб її милість ніколи не покидала їх рідну Обитель. Адже кілька століть тому Пресвята Богородиця повеліла людям оселитися на цій місцевості та заснувати монастир; і от уже майже чотириста років Вона піклується про нього і молить Сина свого і Господа нашого Ісуса Христа за своїх вірних діточок. У монастирі існує ще один небесний покровитель, якого Обитель особливо почитає. Це колишній насельник монастиря, видатний подвижник благочестя, який пізніше став єпископом Іркутським — святитель Софроній. Він п"ятнадцять років прожив в Обителі і так сильно її полюбив, що навіть, живучи після цього багато років на чужині, він ніколи не переставав думати про монастир, де починалося його подвижницьке життя. І тепер він духом не відлучається від нього. Його клопотання перед Богом відчувається сестрами. Десять років тому, коли відбудовувався Преображенський "Софронієвський" собор, монахині ніде не могли замовити таких вікон і дверей, які мав храм до зруйнування. І до кого вони не зверталися, ніхто не хотів братися за цю роботу. І в цей час із далекого Іркутська загадково прибуває будівельна фірма, яка, після виконання замовлення, загадково зникає. На сьогоднішній день монастир входить до складу Черкаської єпархії, якою з 1992 року керує єпископ Софроній, в монашестві названий в честь Софронія Іркутського. В цьому віруючі бачуть великий промисел Божий і любов святителя. Софроній, єпископ Черкаський постригався в далекому від Золотоніщини краю і можливо і думки не мав, що буде колись керувати єпархією, на території якої жив святитель Софроній. Та з Божої милості він опинився саме в цих краях і тепер майже на всі великі свята та храмові дні монастиря він прибуває в обитель служить урочисту Божественну літургію. В такі дні особливо велика кількість людей приходить до храму і святковий дух царить над територією Красногорського монастиря. Монахині Красногорської обителі дуже рідко залишають монастир на якийсь час. Таке трапляється, коли хтось хоче підлікуватися. І тоді з благословення матушки ігуменії вони відправляються до якихось лікувальних установ. Інший випадок — паломництво. Сестри дуже люблять відому святиню української землі — Почаївську лавру. За їх словами, в цьому місці душа відчуває присутність і покров Божої Матері і особливу благодать Господа нашого Ісуса Христа.

Преображенський "Софронієвський" собор, купола якого видно з магістрального шосе, за побудовою нагадує корабель. Він наче велике потужне судно пливе по "житєйському морю" і відчиняє свої двері для всіх прагнучих до спасіння. Після відбудови храм набув своєї колишньої краси. Півстоліття в напівзруйнованому храмі йшли богослужіння, але от уже десять років людське око знову милує велич і краса собору. Милує не тільки око, але й душу. Найбільші враження залишаються після зустрічі із внутрішньою красою храму. Матеріально, там немає нічого незвичайного, чого ми не могли б не побачити у багатьох інших церквах. Але тут душа відчуває особливу близькість Бога. Людям в храмі легко і приємно молитися, і таке відчуття, що всі слова молитви проходять крізь серце. Духовний ангельський світ гармонійно поєднаний із світом матері і в цьому соборі людина може хоч на якийсь період відчути, що така гармонія душі. Він знаходиться серед звичної для Черкащини природи. З однієї сторони монастиря росте невеликий ліс. В зимові ясні дні засніжені дерева виблискують на сонячному промінні і утворюють казковий пейзаж, на якому природа гармонійно поєднана із красою храму. А влітку на фоні темно-зеленого лісу купола Преображенського собору височіють над старими деревами, а сам храм безупинно пливе в "морі зелені". По іншу сторону монастиря тече невеличка річка. В давні часи це була широка і глибока ріка, по якій навіть плавали пароплави. Крізь чисту прозору воду можна було побачити піщане дно, яке блистіло як золото. Тому річку назвали Золотоношка. А від неї напевно пішла назва й самого міста. На теперішній час вона заросла зеленню і не має піщаного дна, але і в такому стані вона допомагає монахиням, які несуть послух на господарстві. Неподалік від річки знаходиться криниця святителя Софронія. На кожне свято, коли освячується вода, багато людей приходять до цього міста з надією отримати зцілення від своїх хвороб.

Хоча монастир знаходиться на окраїні міста, а Преображенський собор є маленький за розмірами, в порівнянні з новими церквами, та все-одно кожної неділі і на великі свята багато людей приходить до нього. Постійні прихожани — це жителі Золотоноші та ближніх сіл. Дуже часто до монастиря на воскресні та престольні богослужіння приїзджають цілі автобуси. Сер6ед поломників можна побачити не лише жителів з різних куточків нашої України, а й з країн СНД: з Росії, Білорусії. Всі вони приїзджають до святині в пошуках того, чого не може їм дати навколишній світ: істиної доброти, любові, гармонії. В світі панує гордість, насилля, нелюбов і тому замучені душі прагнуть чогось світлого і радісного, що змусить їх хоч на деякий час забути про повсякденні турботи. Тут, під покровом Божої Матері, вони отримують Божу благодать, яка зігріває любов"ю їхні серця. Пресвята Богородиця бачить людей, які намагаються зблизити свої душі з Богом і, як любляча земна мати, Вона прагне дати кожному зернинку любові, яка світитиме в серці благодатним промінчиком. І тому не дивно, що люди з далеких земель до кінця життя не забувають про Красногорську Обитель, де залишилася частинка їхньої душі.

О. Носенко, студент І курсу Духовного училища

В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ


Духовный феномен Сталина

Фарисеи буржуазии любят говорить выражение: de montus aut bene nihil (о мертвых или молчать или говорить хорошее). Пролетариату нужда правда и о живых политических деятелях и о мертвых, ибо, те, кто действительно заслуживает имя политического деятеля, не умирает для политики, когда наступает их физическая смерть. В. Ленин

Такие слова сказал Владимир Ленин в своих уже никому не нужных трудах, и хотя все его идеи противны нам, в этот раз согласимся и мы. В истории правления коммунистической партии мы нигде не видим подтверждения этих слов. Нам всегда говорили только то, что требовала, и что было выгодно партии. С этого можна заключить, что вся коммунистическая система была построена на лжи и обмане. Теперь узнаем о наших "вождях" правду так долго от нас скрываемую.

Сосо Джугашвили более известен нам как Иосиф Сталин долго стоявший у руля партии. Личность очень загадочная, на нем и остановимся.

Его имя известно всему миру, ему поклонялись, его славили, его превозносили. Он, подобно Папе Римскому претендовал на мировое господство. Его словом решались судьбы людей, подписывались договора, переходили территории к другим государствам. Его личность окружена вуалью таинственности. Он создал культ, где он — божество, но история много раз доказала, что попытки людей еще при жизни воздвигать себе памятники, бесплодны и призрачны. Право истории на то, в "каком свете" сохранить память о той или иной особе — абсолютное.

Феномен Сталина не просто случайность. Его появлению способствовали — социально-политические, экономические и духовные причины. Остановимся на духовных причинах, и вообще попытаемся проследить духовную сторону жизни Сталина. Это сделать очень трудно, во-первых, потому, что в советской литературе этой теме не уделяли внимания. А в наше время она почти не исследована. Во-вторых, сознание каждого конкретного человека — это целый микрокосмос, большой загадочный мир, который исчезает вместе с ее смертью.

Мало кому из нас известен тот факт, что в сове время Сталин учился в Духовном училище, а позже и в Духовной семинарии. В коммунистический период эти сведения не афишировались а в наше уже послекоммунистическое время не осталось никого из его одноклассников по училищу и семинарии, которые не боясь могли рассказать правду о юношеских годах диктатора и о том, как поменялось его мировозрение и какие причины побудили его к этому.

И все-таки попытаемся заглянуть в духовный мир Сталина, описать его становление в жизни и причины, заставившие его поменять религиозные идеалы на коммунистические.

Свой самостоятельный жизненный петь Джугашвили начал с Горийского Духовного училища, здесь он и получил начальное образование. Известно, что за время обучения в училище он проявил себя с лучшей стороны. Знания ему давались легко, к тому же он был одним из лучших певцов училищного хора. Пел в хоре дискантом. Также, известно, что еще во время обучения в Горийском Духовном училище Сосо Джугашвили любил ходить к старинному храму Горс-Джвари, недалеко от города. Возле этого храма в горе стоял старинный образ святого Георгия. Перед этой иконой он с друзьями молился, чтобы св. Георгий помогал им в учебе.

В середине июня 1894 года будущий "отец народов" успешно заканчивает курс Горийского Духовного училища. Правление училища ходатайствовало перед ректором Тбилисской Духовной семинарии о зачислении в состав семинаристов Иосифа Джугашвили, закончившего отлично Духовное училище. В этом же году его приняли в семинарию. В семинарии уже тогда были некоторые студенты, которые исповедовали теорию марксизма. Здесь же и происходит знакомство Иосифа Джугашвили с идеями коммунизма. С этого момента и начинается его богопротивная деятельность. Его увлечению марксизмом во многом способствовало трудное и бедное детство, ведь коммунизм обещал все блага, которых у него не было. О детских годах Джугашвили мало что известно — сам Сталин не любил вспоминать об этом времени. Детство было невеселым. Катерина и Виссарион Джугашвили, бедные крестьяне жили в страшной нищете. С троих сыновей Михаил и Григорий, не проживши и года, умерли, оставивши только Сосо. Но и он, заболевши в возрасте пяти лет черною оспою, еле выжил. Отец Сталина портной-кустарник, сильно пил. Матери и Сосо часто доставались жестокие побои. Несправедливые побои озлобили мальчика. Мать же полностью посвятила себя сыну. Именно её усилиями, ценой больших усилий, Сосо устроили в Духовное училище, а потом и в семинарию. Все эти факторы способствовали изменению мировозренческих взглядов молодого семинариста ещё не утвердившегося в жизни. Он загорается идеями построения рая на земле. Мы на себе почувствовали все "блаженства" этого рая. С изменением своих взглядов начинается период, когда его вера постепенно угасает. В некоторых случаях он открыто выступает против монашества, священства и вообще против религии. За его политические и антирелигиозные взгляды его исключают с Духовной семинарии. С этого момента он полностью отдается подпольнической деятельности. Суровое детство, жизнь подпольщика — сделали его холодным, черствым и подозрительным. После семинарии Сталин больше нигде уже так и не учился. Он не имел никакой специальности и практически никогда не работал. 30 лет партией и государством руководил человек, который не имел никакой профессии, если не брать во внимание профессии — священника-недоука.

Будучи постоянно в бегах он все-таки решает жениться. Со своей первой женой Като Сванидзе Сталина тайно обвенчал одноклассник по семинарии Христофор Тхинволели в церкви святого Давида в июне 1906 года. Като (Катерина) была очень красивая девушка, которая, очень влюблено смотрела на своего мужа, когда тот изредка появлялся дома, но их семейная жизнь была очень короткой. Беспощадный тиф отобрал у Сталина единственное существо, которое, может быть, он по-настоящему любил.

Зерно черствости и жестокости, посеянное еще в детстве, прорастало еще глубже.

Людские чувства — сыновья, отеческая, дедовская любовь — были ему неведомы. Диктатор потому и стает им, что он не только много чего получает, но и больше теряет. Прежде всего — общечеловеческие чувства. Похоже, что любовь к власти затмила у него не только чувство отца и деда, но и привязанность к матери. Мать Сталина, не избалована его вниманием и доживши до гигантской славы сына, сказала ему во время последней встречи: "А жаль, что ты не стал священником!" Она еще с самого начала знала, к чему приведет увлечение сына марксизмом. Наверное если бы не произошло в нем тогда, на пороге жизни, неуверенная перемена религиозных ориентиров на светские еретические, одно с грузинских сел получило бы молодого, православного священника — духовного пастыря людей. Он был бы огражден от всего мира заботой о своем приходе и куче своих детей. Но этому так и не суждено было сбыться, а может это и к лучшему потому, что мы знаем, что Господь любыми путями ведет ко спасению.

На склоне жизни Сталин стал еще раздражительнее и нетерпеливее. Его дочь отмечает о нем что, отправляя людей на смерть, он сразу же отворачивался от несчастных и вроде забывал о них. "Многим кажется правдоподобнее представить его физическим монстром, — пишет С.И. Алилуева, — а он был монстром духовным, моральным, что намного страшнее…"

Но вот происходит чудо, в 1943 году, в тот самый год, когда намечалось закрыть последнюю церковь, наоборот, наступает период оттепели — храмы начинают открываться. Что повлияло на это событие? Советский Союз пока, что еще проигрывает войну и надежд мало, но недаром говорят, что человек обращается к Богу в самые тяжелые для него минуты, по-видимому, то же самое произошло и со Сталиным. В этом же году, после длительного периода, избирается патриарх, воистину тяжело понять, что заставило богоненавистников решиться на такой шаг. Во вновь открытых храмах начинает возноситься молитва за Отечество, наступает переломный момент в войне, победа за победой — война выиграна и тогда вся слава и почести приписывается "земному богу". Это тоже одна из отличительных особенностей человека, когда все хорошо — забывать Бога.

В послевоенные годы гонения на Церковь возобновились, но уже не с такой силой. После этого еще несколько периодов гонений надо будет претерпеть Православной Церкви, чтобы со смирением и терпением выйти победительницей и еще более освященной этими гонениями.

Есть предположение, что незадолго до смерти, Сталин около трех часов исповедовался Николаю Митрополиту Коломенскому. Опять же, что побудило его к этому остается загадкой. Возможно, Господь давал шанс грешнику очистить себя от грехов. Омыл ли он свои грехи или нет, мы не знаем потому, что какое это было покаяние чистосердечное или нет известно только Богу, тем более, что вскоре после этого Митрополит Николая при загадочных обстоятельствах внезапно умер.

Имя Сталина на долгое время затмило имя Того которому истинно подобает всякая слава, честь и поклонение, но у Бога ничего не остается безнаказанным. "Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его". Мф. 16;27.

В завершении скажу: суд людей может быть призрачным, в разные времена разным, суд Божий — вечный.

А. Дроздов, студент І курса Духовного училища

В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ


О покаянии, как цели нашей жизни

Некогда, книжники и фарисеи осуждали Господа и упрекали Его за то, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками. На это Спаситель сказал: "Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние" (Мф. 9:13). Из этих слов Христа видно, что целью Его пришествия в мир, было наше покаяние. Но если это покаяние было целью пришествия Иисуса Христа в мир, то ясно, что и мы должны считать целью всей своей жизни, всех своих трудов, наше покаяние. Это понятно, ибо только через покаяние Господь дарует нам самое великое небесное сокровище: возрождающую благодать Святаго Духа, которую мы получаем в таинстве Миропомазания при Св. Крещении. Эта благодать в нас, есть источник Божественного ведения. Она помогает нам отличать добро от зла. Она указывает нам истинный путь ко спасению для единения со Христом. Она сообщает нам все познания, необходимые нам для временной счастливой жизни, и для жизни будущей. Вот почему св. Иоанн Богослов, имея ввиду благодать Миропомазания, получаемую при Св. Крещении сказал: "И вы помазании имате от Святаго, и вместе вся… и не требуете, да кто учит вы; но яко то само помазание учит вы о всем" (Иоан. 2, 20:27). Эта благодать есть ни что иное, как божественная сила, которая помогает нам на самом деле отрекаться от сатаны и всех его дел — греха и страстей, жить по заповедям Божиим и через то предвкушать сице здесь будущее блаженство Небесного Царствия Христова. Вот почему другой великий апостол Павел назвал эту благодать залогом (обручением), или частью будущего наследия — неизреченного, вечного блаженства рая (2 Кор. 1:22; 5:5).

Ясно, что и покаяние, и благодать — два необходимых для спасения блага, ибо без покаяния нельзя получить возрождающейся благодати при Св. Крещении. Почему апостол Петр на вопрос слушателей его первой миссионерской и мировой проповеди: "Что сотворим?" — сказал: "Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа в оставление грехов: и приемлете дар Святаго Духа" (Деян. 2:38). И насколько велико бывает в нас покаяние, настолько велика, бывает у нас в дивных действиях благодать Святаго Духа.

Кто читал, тот знает, как велико было покаяние Св. Марии Египетской. Но смотрите, какую же благодать она имела от Бога. Когда преп. Зосима ожидал Марию у Иордана со Святыми Дарами, чтобы причастить ее, и недоумевал, как она пройдет к нему с другого берега реки, то увидел, что она, подобно Иисусу Христу, пошла по воде как по суше, и таким образом перешла Иордан. Когда преп. Зосима попросил Марию помолиться за весь мир, то она, вознося горячие молитвы к Богу, поднялась на воздух. Этим поразительным чудом Господь показал преп. Зосиме, что молитва великой праведницы о сохранении и спасении мира принята Богом. Не знал, и до сих пор не знает мир, что он сохраняется от гибели благодатью немногих великих праведников. Так, некогда Господь хранил мир молитвами одного своего угодника — преп. Марка Фраческого. Так хранил Господь от гибели мир, молитвами двух преподобных Своих — Макария Великаго и Макария Александрийскаго, ибо слишком велик был их подвиг покаяния, велика была и их благодать.

Дивный угодник Божий св. Серафим не имел тяжелых грехов. Он испытывал только неизбежную мысленную брань от нечистых духов. И когда однажды ему предложено было занять место настоятеля одной из выдающихся в России обителей, с возведением его в сан архимандрита, преп. Серафим отказался от этого, весьма почетного назначения. Тогда в нем возникла жестокость от тщеславного помысла. И что же сделал великий избранник Божий? За одни только тщеславные помыслы он начал каяться как за великие тяжкие грехи. Он стал на камень, и с простертыми к небу руками простоял на нем три года, молясь молитвой мытаря: "Боже, Милостив буди мне грешному!" В течение всего этого времени он питался только одной травой и пил одну только воду. Так поразительно было его покаяние. Настолько же поразительна была у него и благодать, в ее дивных проявлениях. Подобно Спасителю, ни одним свои словом исцелял всевозможные недуги людей. Он также молился однажды на воздухе об исцелении безнадежно больного отрока. А сестры Дивеевской обители видели, как он, направляясь к своей пустыньке, шел сзади них по воздуху — выше аршина от земли. Лицо его блистало после Св. Причастия Божественным светом, и в особенности тогда, когда преп. Серафим беседовал о благодати Св. Духа с Мотовиловым.

В этом свете душа преп. Серафима выходила из тела, и Ангелы возносили его душу к Престолу Святой Троице. Однако, если мы не будем иметь истинной любви к ближним, то наше покаяние не будет принято Богом и возрождающая благодать Святаго Духа не возгорится в нас и не только никогда не будет проявляться, как она проявлялась в жизни преп. Марии Египетской и Серафима Саровского, но совсем не будет действовать в нас. Свет ее погаснет, и мы не войдем в небесный чертог Христа, нашего Спасителя. Эту истину раскрыл Господь в Своей притче о десяти девах. Юродивые девы не имели в свои светильниках емя, т.е. они не имели любви, и свет благодати, данный им при Крещении погас, почему они оказались вне Небеснаго чертога своего Жениха. Эту истину показал нам Господь и в своей притче о милосердном царе и безжалостном заимодавце.

Святая Церковь, как чадолюбивая наша мать, всегда заботиться о нас. Она опасается, как бы Господь не отверг нашего покаяния. Поэтому перед самым наступлением дней Великого Поста обращается к нам за Литургией со словами Иисуса Христа: "Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших" (Мф. 6:14-15).

Поэтому, будем стремиться к тому, чтобы подвиг нашего покаяния — поста и молитвы, не был лишен в очах Божиих своих благотворных плодов, чтобы нам достойно причаститься Св. Христовых Таин и навеки соединиться со Христом в Его Небесном Царствии. Для этого пусть неизменным спутником нашего покаяния будет всегда наша искренняя любовь к ближним.

Правда, мы не знаем, что распятый благоразумный разбойник через один час своего покаяния вошел в рай, хотя вся его земная жизнь отличалась жестокостью, вплоть до убийства. Но церковное предание свидетельствует, что во время бегства святого Семейства во Египет, на него напала шайка разбойников. Разбойники хотели убить Святую Семью, но атаман, пораженный неземною красотою Богомладенца, остановил их от страшного преступления. За это Пречистая Матерь сказала ему: "Сей Младенец в свое время воздаст тебе за твою милость и любовь к Нему". Этим атаманом и оказался благоразумный разбойник. Впрочем и на кресте он явил сострадание и любовь ко Христу, ибо унимал разбойника от злословия Божественнаго страдальца, почему и сказал: "Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем". За это он услышал от Христа такие слова: "Днесь со Мною будеши в раи" (Лк. 23:39-43).

Из жизнеописания преподобной Таисии мы также знаем, что и она, во едином часе своего покаяния вошла в рай. Но то же самое церковное предание сообщает нам, что до своей развратной жизни, она все свои огромные богатства расточила бедным и построила странноприимный дом для иноков. Она отличалась изумительной красотой и, сделавшись добровольно нищей, под влиянием тяжких условий жизни, стала блудницей. Однако же Господь не допускает гибели Таисии ради прежде явленною ею любови к ближним. Он внушил великому из святых Своих угодников Иоанну Колову пойти к Таисии и призвать ее к покаянию. Повинуясь Святому Духу, преп. Иоанн Колов, приидя к Таисии, такую возбудил в душе ее огненную решимость исправиться, что она тут же оставила все нажитое блудом богатство и все в мире, и попросила преп. Иоанна сейчас же увести ее в один из монастырей, в котором она могла бы покаянием искупить свои тяжкие грехи. Св. Иоанн исполнил ее просьбу и отправился с нею из города в пустыню. На дороге их застала ночь. Он сделал из песка возглавие и велел ей уснуть немного, чтобы рано утром опять продолжать путь, Удалившись на некоторое от нее расстояние, он хотел также почитать, но вдруг увидел, что божественный свет облистал все небо, и в этом свете Ангелы возносили душу Таисии к Престолу Божию. Преп. Иоанн подошел к ней, и нашел ее умершею.

Вот какое великое, спасительное значение имеет глубина покаяния. Вот как скоро иногда Господь принимает души за решимость переменить жизнь и удостаивает их Своего Небесного Царствия. Аминь.

С. Мититюк, студент І курса Духовного училища

В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ


Брак или монашество

Очень часто юноши по окончании Духовных семинарий становятся перед выбором, от которого зависит вся их дальнейшая жизнь: жениться и стать священником или уйти в монастырь и стать монахом.

К этой проблеме существует множество различных подходов, но чаще всего раздвоение так сильно терзает умы семинаристов, что многие не выдерживают и бегут к старцам за советом.

Приходят, и сквозь слезы, говорят: "Так мол, и так, батюшка, в монастырь хочу, но девушка есть, которую люблю очень, а что делать — не знаю. Помогите, дайте добрый совет". Что может посоветовать старец? Хорошо, если он прозорливый — видит будущее, тогда и советом своим попадет прямо в точку. А если нет? Чаще всего в этом случае отец духовный советует сделать так, как сделал в свое время сам, или как сделал бы, но у него по каким-то причинам не получилось. Одним словом, он посоветует то, что ближе его душе. Что подскажет ему иерейская совесть и интуиция. Вообще на этот вопрос может быть множество самых разных советов, но особое внимание следует обратить на следующие два: брак и монашество. Предположим, старец посоветовал семинаристу жениться и принять священный сан. И юноша именно так и сделал. Каков может быть результат этих деяний? В лучшем случае, юноша, приняв священство, обзавелся детьми, живет в мире и согласии со своей семьей, служит себе потихоньку и в своих молитвах вспоминает доброго старца. Это, пожалуй, наилучший исход.

Но ведь может случиться и по — другому.

Предположим, юноша женился, принял священный сан, обзавелся детьми, получил богатый приход, служит в огромном храме, но что-то не складывается его служение, тяжело ему среди людей, душа стремится к уединению, хочется надеть старенький подрясник, взять четки, и, уединившись в тихой, уютной келии, заняться умной молитвой. Но он связан с миром тесной супружеской связью. Что делать?

Снова идти к старцу? Отношения в семье испортились, им овладевает раздражительность, он озлобляется, впадает в уныние. И вот, чаша терпения переполняется и человек срывается — в глубоком отчаянии делает страшное деяние: своими ничтожными силами он пытается разъединить то, что было соединено Богом — он добивается расторжения брака, бросает свою семью и уходит в монастырь.

Но находит ли он покой в монастыре? Не мучит ли его совесть перед теми людьми, которым он нанес такие страшные душевные раны: перед женой, детьми, родными и т.д. И, наконец, не мучит ли его совесть перед Богом?

Как он вообще не боится идти в монастырь после всего случившегося? Неужели он думает, что там будет жить спокойной жизнью, в то время, как за воротами монастыря стоит его бедная жена с маленьким сыном на руках, который, обливаясь слезами, кричит: "Отдайте мне папу!"

Таким образом, мы видим, что старец своим советом может помочь юноше устроить личную жизнь, но видим и то, что этим советом он может обречь человека. Предположим, старец посоветовал юноше принять монашество. Семинарист берет благословение у родителей и уходит в монастырь, где, приняв постриг, облекшись в монашеские одежды, занимается умной молитвой, читает Писание, изучает Отцов, несет различные иноческие послушания, ежедневно предстоит в храме. Одним словом — спасается. На душе спокойно. И так вся жизнь проходит в посте, молитве, послушании и приводит человека к блаженному упокоению в Господе. Это, как мы видим, один из лучших вариантов.

Но ведь может быть и по-другому. Что, если через несколько месяцев спокойной жизни за высокой оградой монастыря, молодой инок в храме встретит девушку, которая внешне похожа на истинную православную христианку: регулярно посещает Богослужение, ходит с покрытой головой, часто исповедывается, причащается? Случается так, что каждый раз, инок приходит в храм, он встречает ее. По началу он старается сохранить строгое выражение лица, делает вид, что никого не замечает вокруг себя, а тем более ее. Но все это напрасно. Последнее время он ловит себя на мысли, что ходит в храм только ради того, чтобы увидеть ее. И вот начинается самое страшное: молодой инок решает оставить монастырь и уйти в мир. Старый игумен пытается остановить его, но все его усилия напрасны: юноша становится раздражительным, озлобленным, начинает с пренебрежением относиться к братии и вообще к жизни. И вот наступил момент, когда его закаленное молитвой и постом терпение лопнуло. В отчаянии он старается стереть с себя печать иночества, которую наложил на него Бог при пострижении и пытается забыть данные им монашеские обеты.

Он убегает. По началу все идет как по маслу: он уже привык к мирской жизни, устроился на приличную работу, стал получать большую зарплату. И все это ради нее — своей избранной. Но это спокойствие продолжалось недолго. Наверное, за всю историю не было такого человека, который бы, совершив надругательство над святыней, остался безнаказанным.

Так случилось и с нашим семинаристом: та, которую он любил больше чем кого-либо, ради которой оставил монастырь, вдруг умирает, и вся его жизнь в один миг ломается. Трудно далее представить себе, что переживает этот молодой человек. Конечно, теперь ничто не связывает его с этим миром. Он на грани самоубийства… Еще шаг, и он полетит вниз — в глубочайшую пропасть и разобьется вдребезги. И вот теперь, юноша, стоя на краю оврага, начинает понимать, что он был создан для семейной жизни, для служения Богу в миру, в приходском храме, а не в уединенном монастыре. Он понял, что, приняв монашество, совершил самую большую ошибку в своей жизни, за которую теперь и расплачивается. Кто ему теперь поможет? Кто его успокоит? Где же теперь этот старец, одним словом, решивший его судьбу? Его нет, и молодой семинарист остается один в этом мире.

Митрополит Антоний Сурожский не мог спокойно смотреть на подобные случаи. Он сам, будучи старцем, духовным отцом многих людей, сквозь слезы советовал молодым людям, столкнувшимися с подобным вопросом, не доходить до отчаяния, не впадать в уныние, а просто успокоиться, подождать, немного пребывая в посте, молитве и Богомыслии, пока есть раздвоение. Со временем, то есть не нужное человеку, само отойдет, а останется лишь то, что крайне необходимо ему для спасения. Владыка Антоний говорил, что для того, чтобы вступить в брак, или принять монашество, нужно созреть. А ежели человек метается между двумя огнями и не знает, что выбрать (брак или монашество), значит, он еще не созрел ни для того, ни для другого.

Так вот, не нужно спешить, не нужно идти прямо в рожна, не нужно стараться найти ответы на все свои вопросы в других людях, чтобы потом винить ни себя, ни старцев, ни Бога, а жить в спокойствии душевном и в мире с другими людьми, прославляя и благодаря Бога, Ему же слава во веки веков.

А. Андрущенко, студент IІ курса Духовного училищ

В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ


Проповедь

Несмотря на то, что Бог открывает человеку истину, человек все равно продолжает грешить в большей или меньшей степени.

Человек шел по улице небольшого городка. Было раннее зимнее утро, солнце еще не взошло, и на улице было темно. Человек посмотрел на прохожего, который его обгонял, и задумался: "Интересно, куда он идет? Кто его ждет дома? О чем он сейчас думает?" Этого прохожего человек наверняка больше никогда не увидит, но у этого человека есть свои проблемы, своя семья, свой мир.

Потеряв из виду прохожего, человек взглянул в окно одного из многочисленных высокоэтажных домов, там горел свет. Было видно, как кто-то сидел за столом, и что-то писал или читал. Смотря на него, человек задумался: "Там кто-то сидит за столом, о чем-то думает, мечтает, его заботят свои проблемы, своя семья, своя жизнь, проблемы, о которых я вряд ли когда-нибудь, что-нибудь узнаю. Стол ему освещала настольная лампа, на окнах висели шторы, у него была своя, домашняя обстановка, у него был свой мир".

Человек, идя, дальше задумался: "Сколько людей в мире? Что каждый из них думает? Какие у них проблемы? Что каждый из них в этот момент делает? Какое движение? Какую мысль держит в голове? Разве можно за всем этим хаосом уследить? Какой должен быть Бог Всеведущим, Всезнающим, чтобы в один момент видеть, что происходит с каждым человеком, что каждый из них думает, делает, что хочет сделать в будущем?" Человек подумал: "На сколько Он — Бог, должен быть всемогущим и всесильным, чтобы в один момент, всем людям в мире, а ведь их около шести миллиардов, подставлять все действия так, чтобы они не делали того, чего не нужно. На сколько Бог должен быть умным, чтобы все это не перешло в хаос, чтобы люди не начали уничтожать друг друга, чтобы все это не превратилось в прах". У человека в голове не помещалось, на сколько Бог великий, на сколько Бог умный, на сколько Он сильный, что Он все это объемлет, за всем этим следит. Человек поражался, у него по коже "бегали мурашки". "Бог знает о каждом из нас все, Бог стоит возле каждого из нас, Бог… Бог….

Человек заплакал.

Приблизительно через год человек сидел на мешках и думал о том, что как хорошо, что подошла его очередь отдыхать, а то он так устал. От нечего делать человек поднял с пола ветку засохшего бурьяна. Смотря, на нее человек задумался: "Этого в мире так много, люди его скашивают, срывают не задумываясь над тем, что строение самого обыкновенного листка на много сложнее самых сложных, придуманных человеком компьютеров и их программ. Насколько сложны растения, животные. И человек, на высоте развития науки, до сих пор не может разгадать их построения. Ведь структуру ДНК какого-то червяка, люди разгадывали 8 лет. Насколько это все сложно. Самое умное существо на земле — человек не смог бы создать такого, а уже тем более не смогло бы оно само по себе создаться. Это все, все на земле создал Бог. Но как? Как можно создавать живое, движущееся, кричащее, живущее?" Человека, в конце концов, поражало, как Бог создал человека. Человек не понимал, на сколько Бог умный, что Он сотворил в человеке ум. "Бог смог создать волю, Бог смог создать чувства, Бог создал личность, Бог создал все это из ничего. Бог… Бог…" У человека выступили слезы. Слезы выступили от понимания того, на сколько Бог мудрый.

С тех пор прошло немало времени. Человек сидел в комнате на диване, смотрел телевизор, его клонило ко сну. Он вышел во двор, был теплый летний вечер, позднее время. Сонными глазами человек взглянул на небо. Оно показалось ему каким-то не таким как всегда: более глубоким, более ярким, выразительным. Глядя, на одну из более ярких звезд человек задумался: "Ведь там тоже планета, и не одна, пускай, там нет личностного существа, но там, через сотни световых лет звезды, планеты, и некоторые из них в десятки и сотни раз больше нашей Земли и нашего солнца. Человек поражался масштабам всего существующего. Насколько велики расстояния, ведь космический корабль, летя, с Земли до ближайшей звезды спалит столько топлива, сколько весит вся земля. Насколько все это огромно, насколько все далеко друг от друга. Ведь до планеты, которую астрономы охарактеризовали, как наиболее похожую на нашу землю, лететь двадцать пять тысяч световых лет.

Человек поражался грандиозности творения. Насколько можно быть всемогущим и всесильным, чтобы все это сотворить. Бог создал планеты, Бог создал звезды, Бог создал вселенные, Бог…, Бог.… У человека выступили слезы. Слезы выступили от понимания того, насколько Бог всемогущий.

Все эти три раза человек задумывался над тем, над, чем раньше не задумывался, возможно, знал, но не осознавал.

Я не знаю, зачем Бог до сих пор сохраняет меня и дарует мне жизнь после того, как я, зная все это, даже более, продолжаю творить беззакония, продолжаю грешить. Я не знаю.

Хотя, возможно Бог прощает, и даже более того, помогает мне по молитвам моих родителей, моей сестры, священника. По молитвам тех, кто знает меня, я до сих пор живу. Я не знаю, что было бы, если бы за меня перестали молиться.

Так же на молитвах святых держится весь этот мир. Я уверен, что за всех вас, здесь стоящих, молятся близкие, и вам было бы не лучше, если бы за вас перестали молиться. Поэтому, вам решать, оставлять ваших братьев, близких и всех здесь учащих и учащихся, или молиться за них, прославляя Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Ю. Лобанов, студент IІ курса Духовного училища

ВВЕРХ